КапиталДетали

Минкультуры: объем рынка кинопроката в России вырастет на 78% к 2025 году

План развития российской киноиндустрии предусматривает увеличение основных показателей отрасли в несколько раз.

Министерство культуры России утвердило пятилетний план развития российской киноиндустрии. Об этом рассказал замминистра культуры Максим Ксензов во время выступления на онлайн-конференции «Стандартизация цифрового кинопоказа и цифрового кино». 

Плановые показатели 

  • В пятилетней «Стратегии развития киноиндустрии» отмечено, что к 2025 году объем рынка кинопроката планируется увеличить на 36 миллиардов рублей — до 98 миллиардов рублей в год (на 78% больше, чем в допандемийном 2019 году, показатели которого взяли за основу для расчетов). 
  • Авторы стратегии рассчитывают, что в этот же период посещаемость кинотеатров вырастет в 1,5 раза, равно как и расходы населения на походы в кино. 
  • Обеспеченность жителей страны кинотеатрами планируется увеличить до 75%, а долю российского кино в них сделать не менее 30%. 
  • В сравнении с прошлым годом, доходы от кинопроката должны вырасти на 2% — до 11 миллиардов рублей, а доходы от OTT (интернет-ТВ) и платного телевидения — до 38 миллиардов рублей в год. 
  • Рост объема всего рынка OTT-сервисов и платного телевидения за 5 лет при этом должен вырасти до 245 миллиардов рублей. Онлайн-видеосервисам их принесут порядка 15 миллионов платных подписчиков и около 100 миллионов пользователей условно бесплатной (включающей рекламу) модели потребления контента, а кабельному ТВ — не менее 50 миллионов подписок (+10% относительно 2019 года). 
  • К 2025 году выпуск отечественных картин в сегменте детского и юношеского кино составит не менее 15–20 релизов ежегодно. Количество анимационных релизов и их производство вырастут на 7%. 
  • Согласно стратегии, ожидается двукратный рост производства научно-популярного и документального контента.
  • К конечному сроку реализации плана господдержка социально значимых проектов, экспериментального контента и инфраструктуры увеличится до 5 миллиардов рублей ежегодно.
  • Государство также намерено сохранять существующее количество проектов зрительского кино и анимации. При этом ожидается увеличение их средних бюджетов и процента окупившихся картин.

Государственные меры поддержки 

Достигать отмеченных показателей государство планирует с помощью целого ряда мер: 

  • Разработка новой стратегии борьбы с пиратством и контрафактом.
  • Субсидирование части процентов и страхование рисков при кредитовании кинобизнеса.
  • Введение квот на использование государственных студий при получении госсубсидий на создание фильмов.
  • Введение обязательной доли российской кинопродукции во внутренних каналах продвижения ОТТ-платформ.
  • Компенсация части затрат телеканалам для создания программ о кино и индустрии.
  • Субсидирование части расходов на лицензирование продукции и защиту интеллектуальной собственности.
  • Субсидирование части стоимости кинобилетов для определенных групп посетителей.
  • Создание сквозных программ лояльности для потребителей российского контента.
  • Субсидирование услуг онлайн-кинотеатров при подключении новых абонентов широкополосного интернета. 

Динамика последних лет

  • Генеральный директор исследовательской компании Comscore Russia Роман Исаев прогнозирует, что по итогам 2020 года заполняемость отечественных кинозалов составит менее 10% при средней ежегодной заполняемости в 15–17%. 
  • Директор объединенной сети «Формула Кино», «Синема Парк» и «Кино Окко» Алексей Васясин заявил, что в 2020 году доходы кинопроката в России снизятся до 20 миллиардов рублей. 
  • Для сравнения, в 2019 году суммарные кассовые сборы российских кинотеатров достигли исторического максимума в 55,4 миллиарда рублей (на 10,3% выше, чем в 2018-м). В этот же год российский кинопрокат стал крупнейшим в Европе по количеству посетителей кинозалов (219,4 миллиона зрителей, на 9,5% больше, чем в 2018 году). 
  • Два года назад рынок кинопроката в России демонстрировал сокращение при рекордных уровнях кассовых сборов по всему миру. В сравнении с 2017 годом, по валовому сбору он потерял 5,7%, а по численности аудитории кинотеатров — 6,4%. При этом российские фильмы показывали рост: их доля в прокате достигла исторических значений в 27,5%. Эксперты PwC отметили, что в 2018 году Россия входила в десятку мировых лидеров по посещаемости кинотеатров, опережая Великобританию, Бразилию и Японию.

Фото обложки: Кирилл Кухмарь/ТАСС