Мир в огнеДетали

Место женщины — в совете директоров: в ЕС ввели гендерные квоты на руководящие посты. Почему бизнесу выгодно ломать стеклянный потолок

С 30 июня 2026 года крупные компании, работающие в ЕС, должны будут назначить на должности в советах директоров не менее 40% женщин.

Что произошло

ЕС согласовал обязательные квоты для компаний, согласно которым женщины должны занимать не менее 40% мест в советах директоров. 

Контекст

В 2021 году женщины занимали 30% должностей в советах директоров по всему ЕС, но этот показатель сильно различался в странах-членах, например во Франции — 45%, а в Венгрии — 10%.

Аргументы

Гендерное разнообразие выгодно для бизнеса. По словам экспертов, оно повышает доходы компаний и даже уровень счастья у сотрудников.

Контраргументы

Критики инициативы ЕС опасаются, что квоты могут дать дорогу бездарностям и не привести к желаемым результатам.

Что произошло

Евросоюз согласовал обязательные гендерные квоты для крупных компаний.

  • С 30 июня 2026 года организации, работающие в ЕС, должны будут назначить на должности в советах директоров не менее 40% женщин.
  • Также, согласно новым правилам, женщины должны занимать как минимум 33% всех руководящих должностей в компаниях.
  • Предприятия, которые не наберут на работу достаточное количество женщин, будут штрафовать. Национальные суды смогут аннулировать выборы в совет директоров, если окажется, что компания нарушила закон. 
  • Новые меры не будут применяться к компаниям, в которых работает менее 250 человек.

«Эта квота может стать толчком для обеспечения большего равенства и разнообразия в компаниях», — заявила Лара Уолтерс, голландский политик и член Европарламента.

«Пришло время сломать стеклянный потолок. Есть много женщин, подходящих для высших должностей: они должны иметь возможность получить их», — подчеркнула глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.

Контекст

Лара Уолтерс заявила, что если не ввести квоты, то гендерное равенство «не возникнет само по себе». На это указывает и статистика по ЕС. 

  • Во многом число женщин на руководящих должностях в ЕС зависит от квот, которые уже установлены в некоторых странах, — для каждой сейчас своя норма. Например, в Германии, Норвегии, Италии, Испании, Нидерландах, Бельгии и Франции квоты составляют от 30% до 40%. 

В 2021 году женщины занимали 30,6% должностей в советах директоров по всему ЕС, но этот показатель сильно различался в 27 странах-членах.

  • По данным Европейского института гендерного равенства, в 2021 году Франция оказалась страной, где женщины занимают больше всего мест в советах директоров — 45,3%.
  • Следом идут Италия, Нидерланды, Швеция, Бельгия и Германия — там женщины занимают от 36% до 38% мест в советах директоров.
  • В то же время в Венгрии, Эстонии и на Кипре женщин в советах директоров менее 10%.

Европейская комиссия впервые предложила ввести квоту в 40% для женщин в советах директоров еще в 2012 году, но этот план был заблокирован крупными государствами-членами, среди которых были Великобритания, Голландия, Чехия и другие. Комиссия «стряхнула пыль» с законопроекта в 2020 году, отметив, что страны, которые ввели квоты самостоятельно, не дожидаясь директивы ЕС, добились высоких результатов в обеспечении гендерного равенства.

Аргументы

Равноправие выгодно не только для общества, но и для бизнеса. Согласно отчету McKinsey, за счет продвижения гендерного равенства на государственном и частном уровнях к 2025 году можно увеличить глобальный ВВП на $12 трлн. По словам экспертов, компании с высоким уровнем гендерного разнообразия в руководящих командах имеют на 21% больше шансов занять лидирующие позиции по прибыльности и на 27% — по росту капитализации. Отмечается, что большее разнообразие дает ряд возможностей бизнесу и сотрудникам.

  • Нестандартно мыслить. На базе анализа 21 тыс. компаний ученые из Сингапура выяснили, что гендерное разнообразие среди управленцев помогает принимать инновационные решения.
  • Больше зарабатывать. Ученые из Университета Мангейма совместно с Центром европейских экономических исследований подсчитали, что у компаний, в советах директоров которых больше женщин, более высокие долгосрочные доходности (на 1,6%–3,8% в год). 
  • Меньше тратить. Ученые из университета Мангейма также отметили, что ​​у женщин меньше склонности к «строительству империи»: корпорации, в которых действует квота на долю женщин в совете директоров, тратят меньше денег на корпоративную экспансию.
  • Быть счастливыми. Согласно исследованиям McKinsey, 76% сотрудников компаний, в том числе и мужчин, удовлетворены своей работой, когда считают, что их фирма отдает приоритет гендерному разнообразию.

Контраргументы

Критики инициатив по введению гендерных квот отмечают, что такие меры несут в себе различные риски. Некоторые эксперты, в частности, приводят следующие аргументы. 

  • Квоты дадут дорогу бездарностям. О том, что квоты могут продвинуть неквалифицированные кадры по карьерной лестнице, заявила The Washington Post доцент кафедры экономики колледжа Уэллсли Ольга Шурчкова.
  • Приведут к дискриминации мужчин. Критики также опасаются, что введение квот лишит мужчин возможности продвижения по службе. «Подобные инициативы воспринимаются как «отъем» работы у мужчин, хотя речь идет только о том, что и у мужчин, и у женщин должны быть одинаковые возможности роста внутри компаний», — заявили в консалтинговой компании Kontakt InterSearch Russia. 
  • Подорвут доверие к женщинам. «Квоты всегда ставят под сомнение профессиональный уровень кандидата, про которого будут думать: она попала в совет директоров не потому, что она умная, а потому, что иначе IPO не дадут, — заявила HR-специалист Алена Владимирская. 
  • Являются лишь формальностью. По мнению экономиста консалтинговой компании Mercer Хейга Налбантяна, введение квот не поможет пробить стеклянный потолок, поскольку женщин хоть и будут нанимать на руководящие должности, их возможности будут ограничены.

Комиссар ЕС по вопросам равноправия Хелена Далли отметила, что, несмотря на несовершенство, квоты являются «необходимым злом — в том смысле, что мы должны использовать их, потому что иначе мы будем ждать еще 100 лет, пока все изменится к лучшему».

Фото обложки: Bill Bachmann / Danita Delimont / Globallookpress