Киберпанк

Механический разум и творческий поиск

В рубрике «Архив» редакция «Московских новостей» предлагает читателям ознакомиться с историческими материалами газеты, написанными в разное время на протяжении ее 90-летней истории. В этом выпуске — советские ученые размышляют о кибернетике и о том, как она может улучшить жизнь человека, а также предлагают нотную композицию, написанную машиной.

Впервые опубликовано 12 августа 1961 года в газете «Московские новости».

Академик Николай Семенов в своей статье называет теорию электронных вычислительных машин (кибернетику) одним из четырех условий, определяющих благополучие граждан. Таким образом он обращает внимание на то, что кибернетические машины смогут значительно расширить круг возможностей, где человек способен применить свою тягу к исследованиям. Особенно это касается сфер науки, технологий и экономики.

Академик Николай Николаевич Семенов. Фото: Кузьмин Олег / Фотохроника ТАСС

Многие связывают понятие творческого поиска прежде всего с поэзией, музыкой и изобразительным искусством. И несмотря на то, что уже известны стихи, мелодии и даже сказки, «сочиненные» кибернетическими машинами, в основном их «творческие» способности нам интересны в науке, технологии и экономике.

Помогают человеку творить

Иногда нелегко дать точное определение даже широко известному термину. «Творческий поиск» — как раз такой случай. Однако если понимать под этим термином решение новой задачи, поставленной окружающей средой, методом исследования и познания, мы обнаружим, что новейшие кибернетические системы действительно способны к некоторому творческому поиску. Как так получилось? Дело в том, что были разработаны системы, способные к самопрограммированию, обучению и самообразованию.

При их планировании создатели исходили из предположения, что любой разумный организм развивает способность понимать окружение путем обучения и накопления опыта, а не благодаря унаследованным качествам. Самопрограммирующиеся машины, разработанные на основе этого принципа, могут экспериментировать с объектом управления и после анализа полученных данных создавать рабочую программу, а также улучшать ее. Следовательно, такие системы помогут людям собирать новые данные о среде, помогут в творческой работе.

Осциллограф со световым карандашом, с помощью которого оператор М.И. Фоминых «разговаривает» с ЭВМ. Фото: Туманов Юрий / Фотохроника ТАСС

Одна из таких машин успешно разрабатывается для химиков. «Память» этой машины будет также хранить информацию о свойствах и составе разных видов пластиков. Ей можно будет дать задачу разработать компоненты и технологии производства нового пластика, который будет обладать желаемыми механическими и химическими свойствами. 

Продолжается и работа над библиографической машиной, которая не только будет способна подбирать нужную литературу по заданному предмету, но и сможет создавать подборки статей, обзоров и комментариев к литературным трудам. 

Группа киевских ученых, возглавляемая академиком Б. Гнеденко и профессором Н. Амосовым, разработала обучающуюся машину, способную диагностировать 30 видов сердечных заболеваний на основе 150 симптомов. 

Вскоре станет возможно создать машины, которые будут уметь не только хранить информацию и совершенствоваться в диагностике, но также смогут анализировать и назначать программу лечения на основе полученных клинических данных. Со временем кибернетика произведет революцию в медицине. Эта наука наконец обретет точность, которой ей так не хватает. Вероятно, уже близки времена, о которых говорил академик В. Трапезников: «Главным занятием врачей станет профилактика, а болезнь будет считаться чем-то невероятным». 

Математик и композитор

Другие машины, способные к творческому поиску, не менее интересны. Например, одна из цифровых машин типа «Стрела» была скомбинирована с элементами самообразования: машина подбирала правила для решения задачи (как говорят математики, вырабатывала алгоритм) и «училась» ее решать. Похожие задачи машина решала, используя выбранные правила, а если ей давали задачу нового типа, она снова «адаптировалась». 

ЭВМ «Стрела». Фото: Эммануил Евзерихин / ТАСС

Молодой советский ученый М. Бонгард разработал другую подобную машину, программу, которая «учится» распознавать наборы изображений, объединенные по определенному принципу. Недостаток «знаний» машина компенсирует «обучением». Когда в нее загружают эти наборы, она выбирает 30 «пригодных» знаков из почти 5000, хранящихся в ее «памяти». Используя знания, «честно» полученные путем «собственной» работы, машина безошибочно распознает принцип, по которому был составлен набор. 

Если в нее загрузить знаки, описывающие время обращения планет вокруг солнца и соответствующие расстояния от этих планет до солнца, то машина «откроет» третий закон Кеплера. Те же операции математикам даются со значительными усилиями. 

Не менее интересна работа другого молодого ученого Р. Зарипова. Он не только хороший математик, но и одаренный музыкант. Зарипов выразил в математических формулах некоторые объективные закономерности музыкальной композиции. Используя их в сочетании с генератором случайных чисел, ученый смог получить электронную машину, которая может произвести несколько приятных мелодий. Работа была сделана на основе серийной советской машины «Урал», поэтому Зарипов назвал это «Уральскими мелодиями». 

ЭВМ «Урал-3». Фото: Фотохроника ТАСС

Разумеется, никто не собирается заменять машинами композиторов, но важно объективно изучить процесс человеческих творческих поисков — научных, музыкальных или поэтических. Если частично свести до математической формулы и автоматизировать умственную деятельность, можно освободить разум человека для более высоких задач. 

До недавнего времени считалось, что перевод с одного языка на другой — процесс, подвластный только человеку. Сейчас стал возможен и автоматический перевод (пока научных и технических текстов) и уже ведутся разработки по автоматизации программируемой загрузки переводов. Таким образом, мы видим, что выраженный в математических формулах процесс, перестал быть творческим в общепринятом смысле.

Вторжение машин в творчество продолжается и несомненно станет масштабнее.

Так, мы видим, что кибернетические автоматические машины, как и человек, могут быть источником информации. Отсюда и возможность использовать их не только как программируемые автоматы, но и как самопрограммирующиеся системы, способные изучать и решать творческие проблемы. Это значит, что так же, как мы до сих пор получали энергию из природы с помощью физических машин, с помощью кибернетических машин мы приобретем огромный поток информации об окружающей среде.

Этот поток информации обогатит наш разум, и, без сомнений, произведет еще одну научную, технологическую и промышленную революцию, которая ускорит переход нашей страны от коммунизма к социализму.