Мир в огнеДетали

Инфраструктурные компании России потеряли за год 1,9 трлн рублей

Основной объем потерь пришелся на транспортный сектор. Он лишился почти 1,3 трлн рублей выручки. Больше всего пострадала социальная инфраструктура.

Инфраструктурная отрасль России в результате пандемии 2020 года потеряла до 1,93 трлн рублей или 12,8% годовой выручки. Такую оценку дали аналитики  инвестиционной компании InfraOne Research. Больше всего экономических потерь спровоцировала первая волна пандемии, пишет «Коммерсант», ссылаясь на данные исследования. 

Во время второй волны среднемесячные потери инфраструры удалось снизить в 2,5 раза. Это связано с уменьшением ограничительных мер.

  • С октября по декабрь суммарные потери инфраструктурных отраслей составили 388 млрд руб, а в январе — 124 млрд руб. 
  • Самым высоким оказался ущерб для выручки транспортной инфраструктуры — за 2020 год отрасль недополучила более 1,27 трлн руб. 
  • С точки зрения потери доли в выручке, больше всего пострадала социальная инфраструктура, она лишилась 35% дохода.

Потери в транспортной сфере

  • Наибольшими были потери в сфере авиации — более 40% выручки. Аэропорты потеряли 113 млрд руб., в то время как авиакомпании — 600 млрд руб.
  • На втором месте по потерям железнодорожный сегмент, который в сумме потерял свыше 350 млрд руб. на пассажирских и грузовых перевозках.
  • Снижение объема грузоперевозок автотранспортом привело к потерям и в этой сфере, они составили 129 млрд рублей.
  • В сфере городского транспорта сильнее всего упала выручка такси (125,9 млрд руб.). Городской наземный транспорт потерял 83,4 млрд руб.,  каршеринг — 6,4 млрд руб.

Другие пострадавшие сферы

В социальной инфраструктуре в первую очередь выручки в размере 59 – 64% недосчитались объекты культуры и спорта.

Выручка энергетической сферы упала на 3%, а коммунальных компаний на 10%. При этом из-за холодного декабря показатели прибыли в этот период в 2020 году превысили показатели аналогичного периода 2019 года.

Прогноз

  • InfraOne Research рассчитывает, что по оптимистическому сценарию ограничения будут полностью сняты в мае 2021 года. Однако, к тому моменту инфраструктура успеет потерять 635 млрд руб., из которых 472 млрд руб. придется на транспорт.
  • При умеренном сценарии развития событий восстановление отрасли начнется к весне 2022 года, тогда инфраструктурные компании потеряют 857 млрд.
  • При консервативном сценарии, когда восстановление отрасли затянется до второй половины 2022 года, потери составят более одного триллиона. 

Экономический прогноз Счетной палаты на 2021

В октябре 2020 года Счетная палата РФ впервые представила свой прогноз развития экономики России до 2023 года.

  • Согласно оценке аудиторов, ВВП страны вернется на докризисный уровень в 2022 году, а темпы его роста не превысят 3%. 
  • Анализ перспектив экономического развития России провели после публикации макропрогноза Министерства экономического развития России, который, по мнению экспертов Счетной палаты, оказался слишком оптимистичным. В своем базовом сценарии министерство ожидает роста ВВП на 3,3% в 2021 году и выхода экономики на докризисный уровень в третьем квартале 2021 года. В 2022 и 2023 годах, согласно этому прогнозу, темпы роста ВВП России должны составить 3,4% и 3% соответственно.

В СП разделили прогнозы на два сценария. 

  • Базовый сценарий предполагает, что  эпидемиологические ограничения будут сняты в начале 2021 года, благодаря массовому тестированию и вакцинации населения. При таком развитии событий ожидается рост ВВП на 2,2% в 2021 году и на 2,5 – 2,7% – в 2022-23 годах. Темпы роста инвестиций в основной капитал рассчитаны ведомством в размере 2,5 – 4% в год, что недостаточно для обеспечения высоких темпов роста экономики. 
  • Стресс-сценарий предполагает, что вторая волна пандемии случится в декабре 2020 – марте 2021, а снятие ограничений произойдет не раньше июня 2021 года. Согласно этому сценарию, эффект восстановления проявится только в 2022 году, но будет незначительным – ВВП будет расти не выше 2,4% в год. Планируется снижение темпов роста в начале 2023 года до 1,5-2%, а возврат на докризисный уровень может произойти только к концу 2023 года.

Фото обложки: Петр Ковалев / ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано