Культурный кодДетали

Голливудские актеры выступили против «книжной цензуры». Что запрещают читать школьникам в США

За последние годы в школах США запретили тысячи книг, включая произведения Рэя Бредбери, Марка Твена и Джона Грина .

В зависимости от штата, книги запрещают либо за темы смерти и сексуальности, либо за расизм.

Что произошло

  • В США 175 актеров, артистов и других деятелей искусств подписали открытое письмо, в котором призвали Голливуд использовать свое влияние для противодействия волне запретов книг в американских школах. 
  • В письме, которое подготовил американский актер Левар Бертон (Reading Rainbow), говорится, что запрет любых книг, в том числе тех, которые могут навредить подрастающему поколению, «противоречит свободе слова». Кроме того, подписанты считают, что границы подобной «цензуры» в перспективе могут серьезно расшириться. 

Мы не можем не подчеркнуть, что эта цензура не закончится на запретах книг. Это только вопрос времени, когда регрессивные идеологи переключат свое внимание на другие формы искусства и развлечений. Угроза одному виду искусства — это угроза для всех нас. 

открытое письмо голливудских актеров и артистов против запрета на книги в школах США
  • Подписали открытое письмо среди прочих певица Ариана Гранде, режиссер Гильермо дель Торо, актер Марк Руффало и поэтесса Аманда Горман. 

В цифрах

  • В последние годы в американских школьных библиотеках все чаще запрещают книги: обычно они «исчезают» с полок по решению администрации образовательного учреждения, к которой обращаются «обеспокоенные родители». 
  • По данным Американской библиотечной ассоциации (ALA), в 2022 году в США количество обращений граждан с требованием запретить определенные литературные произведения достигло рекордного уровня за 21 год наблюдений. Так, за год ALA зарегистрировала 1050 «цензурных запросов». Для сравнения: в 2021-м таких обращений было 619. 
  • В некоммерческой организации PEN America подсчитали, что с июня 2021-го запретили порядка 4 тыс. книг — в детских библиотеках и школах всех штатов, кроме Невады и Делавэра. Самые ярые противники «опасной литературы» — жители штатов, которые преимущественно голосуют за республиканцев. Это, например, Техас: там в 2022 году зарегистрировали 93 запроса об ограничении доступа к 2349 книгам (в среднем по 25 наименований в каждом запросе).

Детали

  • По данным ALA, на книги, затрагивающие тематику ЛГБТК+, приходится 41% запрещенной в американских школах литературы. Речь, в частности, о таких произведениях, как «Самые голубые глаза» Тони Моррисона и «Мальчик на лужайке» Джонатана Эвисона.
  • Кроме того, каждая пятая запрещенная книга так или иначе поднимает проблему расизма, а каждая десятая — затрагивает тему борьбы за права всевозможных меньшинств. Родители также часто выступают против «откровенно сексуальных» книг и произведений на религиозную тематику. Так, более 60 книг из «стоп-листа» — о представителях религиозных меньшинств, их вере и традициях. 
  • Среди книг, которые изымают из школьных библиотек США чаще всего, — роман Джесси Эндрюс «Я, Эрл и умирающая девушка» (за продвижение идеи смерти, пропаганду наркотиков и «откровенную сексуальность»), роман Джона Грина «В поисках Аляски» (смерть, секс и ругательства), а также роман Джея Эшера «Тринадцать причин почему» (суицид, сексуальное насилие, алкоголь и наркотики).
  • В школах США запрещены и более известные российским читателям «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, а также «Приключения Гекльберри Финна» и «Приключения Тома Сойера». Произведения Марка Твена, в частности, попали в немилость из-за использования расистской терминологии (в том числе слова «нигер») и «оправдание рабства». 
  • Доказать «безвредность» подвергшихся нападкам произведений активистам и преподавателями удается нечасто, отмечает The Guardian. Один из таких примеров — книга Stamped (For Kids): Racism, Antiracism, and You об истории расизма в США, на которую пожаловались в совет одной из школ Техаса. Одна из учителей создала петицию в поддержку книги, к ней присоединились ученики и многие местные жители, в результате книгу так и не запретили. 

Что говорят

  • 12 сентября в Сенате США прошли слушания, на которых обсуждали тему массовых запретов книг. Демократы ожидаемо выступили против этой практики.

Давайте внесем ясность: попытки запретить книги неправильны — вне зависимости от того, исходят они от правых или от левых. Запретами мы лишаем учащихся возможности узнать о разных людях и действительно важных проблемах, вызывающих дискуссии в обществе.

Дик Дурбин
сенатор-демократ от штата Иллинойс
  • Республиканцы и правые активисты, в свою очередь, настаивают на изъятии «опасных» произведений из школ и библиотек. 

Обращаюсь ко всем родителям, которые считают, что в наших школах детям навязывают вещи, которые переходят все границы дозволенного. Вы абсолютно правы!

Линдси Грэм
сенатор-республиканец от штата Южная Каролина 
  • На слушаниях в Сенате даже зачитали вслух фрагменты из запрещенной во многих школах США книги All Boys Aren’t Blue («Все мальчики не голубые»), описывающие крайне откровенные сцены. 

Судя по тому, что говорят СМИ, НПО и политики-демократы, некоторые люди даже считают такие книги полезными для детей. Но лично меня радует то, что многие мамы считают это неуместным и что школьные советы согласны с этим. 

Макс Иден
научный сотрудник консервативного аналитического центра American Enterprise Institute

Фото обложки: Arne Dedert / DPA / TASS