Культурный кодДетали

Гентский алтарь получил новый «дом» из пуленепробиваемого стекла за €30 млн

Механизмы бокса создают идеальные климатические условия и защищают алтарь от любых повреждений.

Это одно из самых похищаемых произведений искусства в мире.

Гентский алтарь, написанный братьями-живописцами Губертом и Яном ван Эйками в 1432 году, переехал на новое место и получил пуленепробиваемый стеклянный бокс стоимостью €30 млн. Об этом пишет издание The Guardian.

  • Алтарь перенесли из часовни Вилла, находившейся рядом с главным входом в собор Святого Бавона в Генте (Бельгия), в часовню Святого причастия — самую большую часовню собора.
  • В новой витрине высотой 6 метров с внутренним пространством 100 кубических метров поддерживаются идеальные условия для сохранения алтаря.

Детали 

Реставрация Гентского алтаря началась в 2012 году. Чтобы обеспечить максимальный доступ посетителей к шедевру и при этом обеспечить высокий уровень его безопасности, провели масштабные работы, в том числе снос и перестройку некоторых древних каменных стен собора. Кроме того, в здании установили бронированные двери.

Механизмы стеклянного бокса, в котором теперь находится алтарь, создают необходимые климатические условия для сохранения картины — они защищают от слишком низких температур зимой и не позволяют попасть солнечному свету на алтарь.

Историки и музейные эксперты объясняют беспрецедентный уровень защиты алтаря тем, что он признан одним из самых часто похищаемых предметов искусства в мире.

История похищений алтаря

На протяжении 600 лет Гентский алтарь неоднократно похищали и разбирали на части. Картина горела, ее подделывали, распиливали и подвергали цензуре.

  • В 1566 году протестанты хотели подарить алтарь английской королеве Елизавете I в благодарность за помощь в войне с Испанией, но тогда его отстоял наследник заказчика картины Йоса Вейдта, затем шедевр пытались сжечь.
  • В 1781 году австрийскому императору Иосифу II не понравились обнаженные изображения Адама и Евы, поэтому створки с ними сняли и убрали в церковную библиотеку.
  • В 1792 году французы вывезли четыре центральные части алтаря в Лувр. В Гент их вернул Людовик XVIII.
  • Позже наместник собора похитил несколько створок и продал их торговцу из Брюсселя.
  • В 1934 году неизвестные похитили створку алтаря с изображением «Праведных судей». Ее до сих пор не нашли, и в 1941 году она была заменена копией.
  • В 1940 году алтарь на трех грузовиках вывезли во Францию, а позже — в Баварию. В конце Второй мировой войны его спрятали в соляные шахты и собирались взорвать, но этого не допустили австрийские партизаны.
  • В 1945 году шедевр обнаружила американская армия, после чего он вернулся в Бельгию.

О Гентском алтаре

Братья Губерт и Ян ван Эйк создавали картину «Гентский алтарь» с 1420 по 1432 год. Она состоит в общей сложности из 24 панелей. Высота алтаря в центральной части достигает 3,5 метров, ширина в раскрытом виде — 5 метров.

Историки называют алтарь одним из важнейших в истории живописи и одной из наиболее совершенных работ эпохи Возрождения.  

Сюжет работы — поклонение Агнцу из Откровения Иоанна Богослова. Во время него пророки, праотцы, апостолы, мученики и святые стекаются к алтарю, на котором стоит Агнец, символизирующий Христа.

На створках алтаря изображено около 260 человек, включая 46 пророков и патриархов, 46 апостолов и священников, 32 исповедника, 46 святых женщин и 16 ангелов.

Как защищают другие произведения искусства

Одна из самых охраняемых картин в мире — «Мона Лиза» Леонардо да Винчи в Лувре. Чтобы увидеть шедевр, необходимо пройти два досмотра в музейном комплексе. Помимо этого, перед самой картиной, спрятанной за толстым стеклом, установлена многоуровневая защита — небольшая деревянная консоль, а также деревянный полукруг, обеспечивающий периметр безопасности перед шедевром. Порядок у полотна контролируют четыре смотрителя — по два с каждой стороны.

Экспонаты Русского музея в Санкт-Петербурге охраняет система безопасности, основанная на датчиках. Они хранят информацию о местоположении картин. В случае опасности сигнал тревоги раздается не только по залу, но и передается на пульт охраны.

В Третьяковской галерее картину «Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина после нападения вандала в 2018 году поместили под специальную бронированную капсулу. Подобная защита используется для полотен в Галерее Уффици во Флоренции.

Копировать ссылкуСкопировано