КапиталДетали

ФНС: 40% предпринимателей в России — женщины

Большинство из них запускают бизнес, не имея стартового капитала. Популярностью у бизнесвумен пользуются сферы маркетинга и услуги салона красоты.

В России насчитывается 3,31 млн предприятий малого бизнеса, из них 1,33 млн (40,2%) владеют женщины. Таковы данные Федеральной налоговой службы, опубликованные на сайте ведомства.

Среди самозанятых ситуация похожа: доля женщин — 40% (747 тыс.) из всех самозанятых (1,8 млн человек).

Детали

  • По данным реестра малого и среднего предпринимательства (МСП), большинству бизнесвумен (46%) — от 35 до 60 лет. Еще 42% — женщины в возрасте 21–35 лет, 7% — моложе 21 года, 5% — старше 60 лет.
  • В некоторых регионах женщин среди самозанятых больше, чем мужчин: в Республике Бурятия — 59%, в Курганской области — 56%, в Забайкальском крае — 55%, в Республике Алтай — 55%.
  • Самые популярные сферы среди женщин-предпринимателей — маркетинг и реклама, сдача квартир в аренду, репетиторство, услуги салона красоты, дизайн интерьера и пошив одежды.
  • Самые прибыльные сферы — консультирование по вопросам здоровья, аналитика данных, программирование, строительство, проектирование, техобслуживание и бухгалтерия.
  • Также, по данным ФНС, женщины выбирают и «исторически мужские сферы» в качестве ведения бизнеса — ремонт авто и бытовой техники, перевозка пассажиров и грузов, металлообработка, автоэвакуация и прочее. Кроме того, есть самозанятые женщины-сантехники, грузчики, электрики и компьютерные мастера.

Исследование от dentsu Russia и Сообщества PRO Женщин

Еще одни статистические данные накануне 8 Марта предоставили изданию Inc Russia коммуникационная группа dentsu Russia и Сообщество PRO Женщин. Эксперты опросили 200 участниц сообщества, 81% из которых уже запустили свой бизнес, а 19% только планируют.

  • Большинство респонденток — 54% — не имели стартовый капитал при запуске бизнеса. Еще 14% вложили собственные сбережения. 11% нашли финансирование у родных, 10% получили финансовую поддержку от супруга или партнера и 3% ― от друзей. Только 4% обратились за помощью в банк.
  • 63% опрошенных заявили, что гендерная принадлежность никак не сказывается на бизнесе, а 33% заметили позитивное влияние. 5% сказали, что испытывают трудности — в частности, необходимость совмещать бизнес и заботу о доме, а также сложности с получением финансирования в банке.
  • 90% женщин-предпринимательниц зарабатывают не более 5 млн рублей в год. 7% — от 5 млн до 10 млн,  2% ― от 30 млн до 50 млн, 1% ― от 10 млн до 30 млн рублей.

Контекст

Согласно исследованию банка «Точка», в 2020 году российские женщины-предприниматели зарабатывали больше мужчин-бизнесменов. Максимальный разрыв между показателями выручки у обоих полов составил 20%.

Аналитики связали это с тем, что многие бизнесвумен владеют парикмахерскими и салонами красоты и их выручка начала резко увеличиваться после решения правительства о возобновлении их работы.

Как в мире

Аналитики Mastercard ежегодно составляют рейтинг — индекс женского предпринимательства (Index of Woman Enterpreneurs), отражающий, насколько хороши условия для женского предпринимательства в каждой из стран. В частности, оценивается доступ предпринимательниц к образованию и финансированию.

  • По данным на ноябрь 2020 года, лидером рейтинга стал Израиль — благодаря заметному увеличению поддержки малого и среднего бизнеса. В этой стране около 60–70% предпринимателей — женщины.
  • На втором месте — США, сохранившие прошлогодние позиции благодаря рекордному числу предпринимательниц — до 80% в отдельных штатах от общего количества бизнесменов.
  • Швейцария за год поднялась на восемь строк и заняла третье место благодаря резкому усилению государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Там, так же как и в Израиле, около 60–70% предпринимателей — женщины.
  • В числе самых неблагоприятных стран для предпринимательниц оказались Саудовская Аравия, Тунис, Иран, Египет, Алжир и Бангладеш (от 4% до 20% предпринимательниц от общего числа бизнесменов).