Культурный код

Церковь молодых

Как православные храмы Москвы ищут подход к миллениалам и зумерам

Если верить недавнему опросу ВЦИОМ, 66% населения РФ причисляют себя к православным. Получается, что православие — самая массовая конфессия страны. Стереотип о том, что храмы посещают в основном пенсионеры, все еще очень распространен. Но в Москве немало храмов, в которых большую часть прихожан составляют молодые люди. Их привлекают священники-ровесники, живые соцсети храмов, культурные и благотворительные проекты, которые создают комфортную и вовлекающую среду. «Московские новости» пообщались с молодыми прихожанами и поинтересовались, как столичные храмы становятся их любимыми культурно-социальными пространствами.

Храм Антипы Пергамского

Храм Антипы Пергамского — один из древнейших на территории Москвы, построенный в XVI веке. Он находится в самом центре города, рядом с ГМИИ имени Пушкина и всего в 400 метрах от Кремля.

Во времена Советского Союза храм закрыли и планировали открыть в нем «неофилологическую библиотеку». Но в итоге полуразрушенное здание сначала использовалось как жилое помещение, а потом выполняло функцию склада для Государственного музея изобразительных искусств (нынешний ГМИИ имени Пушкина). После распада Советского Союза в храме возродилась община, началась его реставрация и возобновилась приходская жизнь.

Настоятелем храма с 2016 года служит иерей Андрей Щенников, в прошлом — выпускник ГИТИСа и актер театра-мастерской Петра Фоменко. На богослужения часто приходят актеры театра и кино, режиссеры, студенты театральных училищ. «Тут собирается много молодежи и людей творческих», — говорит прихожанин Антипы, актер, Чеслав Головинец. — «Для меня, человека искусства, это — отрада для глаз: когда ты видишь своих коллег, приходящих в храм. А в Антипе еще и настоятель — бывший актер. Все это укрепляет, вдохновляет и дает радость». 

hramantipa / Facebook

На территории храма в июле 2020-го открылась, пожалуй, самая стильная в Москве православная трапезная «Антипа». Заведение довольно быстро стало популярным не только среди православных прихожан, но и среди невоцерковленной московской молодежи. Об открытии кафе написал The Village, кафе попало в шорт-лист премии «Самая яркая гастрономическая концепция» журнала «Соль». «Антипа» позиционирует себя как кафе, трапезную, лекторий. Вечерами здесь регулярно проходят киносеансы — показывают культовые фильмы от «Унесенных ветром» Виктора Флеминга до «Европы» Ларса фон Триера. 

С настоятелем храма, отцом Андреем Щенниковым, проводятся Евангельские беседы, на которых он обсуждает с прихожанами Святое Писание и его связь с современностью.

hramantipa / Facebook

У прихода есть действующие культурные проекты. Один из самых ярких, ANTIПА+, творческая коллаборация храма Священномученика Антипы Пергамского и его друзей — художников, иконописцев, архитекторов, дизайнеров, модельеров и ювелиров. 

Дизайнер Вячеслав Маслов в рамках проекта создал бренд одежды MASLOV с мастерской на Арбате. Он представил худи и чехлы для айфонов с христианской символикой и логотипом кафе-трапезной.

Путешествуя по Афону, я видел продукцию, которая была представлена в разных монастырях и храмах, и понял, что никто особо не уделяет этому моменту внимания. Мне захотелось создать что-то такое, что стали бы носить и использовать православные люди, и чтобы это было красиво и современно при этом. С каждым символом на толстовке связана определенная история, это придает смысловую нагрузку каждому нашему изделию.

Вячеслав Маслов, дизайнер

В храме не только слушают богослужения, но и приобретают новые знакомства, основанные на общих интересах и православном мировоззрении. Так, например, описывает свой опыт студентка МГИМО Александра: «Я оказалась там из-за того, что родители решили туда пойти. Нам нужно было найти храм, в который мы будем ходить на постоянной основе. Так оказалось, что Антипа — это, пожалуй, самый прогрессивный храм в самом хорошем значении этого слова. Без бабушек, которые поучают, как креститься, молиться. Очень нравится отношение священников к жизни, к исповеди, нравится организация процесса службы. Каждый момент службы в Антипе можно прочувствовать и понять».

Храм Святителя Николая на Трех Горах

Впервые храм Святителя Николая был упомянут еще в летописях 1628 года. Каменный храм был построен в мае 1763-го. По другим данным — в 1762 году. В то время в район Трех гор (ныне Пресненский район Москвы) переселялись многие состоятельные москвичи, приписываясь к Свято-Никольскому приходу. В начале XIX века недалеко от храма купец Василий Иванович Прохоров создает знаменитую Трехгорную мануфактуру — старейшее текстильное предприятие Москвы. С тех пор Прохоровы стали попечителями храма, занимались благотворительностью, созданием больниц и приютов для сирот и бездомных.

Настоятель храма — отец Дмитрий Рощин — был настоятелем храма Антипы Пергамского до 2016 года. Приход уже тогда был молодым. «Разумеется, вокруг молодых священников, вокруг костяка прихода аккумулируются сверстники, друзья, знакомые. Когда ты на личном опыте можешь убедиться, что есть священники, с которыми ты разговариваешь на одном языке, тогда это работает», — объясняет дьякон храма отец Игорь. — «Поэтому, когда отец Дмитрий перешел на новое место служения, часть его прихожан из храма Антипы также стали посещать богослужения в храме на Трех Горах».

В этом приходе есть чувство общины и одной большой семьи. А впервые на службу я попала благодаря друзьям, которые привели меня сюда.

Марина, студентка МИРЭА, прихожанка храма Святителя Николая на Трех Горах

Отец Дмитрий Рощин ведет YouTube-канал «153ГОРЫ». Гостями канала становятся знаменитые актеры, бизнесмены, врачи. С ними настоятель храма Святителя Николая беседует об отношениях между мужчинами и женщинами, о милосердии, о политике и искусстве.

Кроме YouTube-канала, приход ведет яркий блог в Instagram, где публикуются проповеди настоятеля, советы мирянам, интересные факты о православных праздниках. Диакон храма, отец Игорь, рассказал, как у храма появилась страница в Instagram: «Спонтанно в медиапространстве, конечно, ничего качественного не появляется. Это была инициатива отца Дмитрия. Идея состояла в том, чтобы создавать контент, отличающийся от контента большинства других храмов, и не превращаться в страничку, где только поздравляют с церковными праздниками. Хотелось показать, что церковь — это не гетто, но современный образ жизни».

Приход активно вкладывается в возрождение скаутинга в России. Совместный проект храма с национальной организацией добровольцев «Русь» — подростковый молодежный клуб для детей младшего (с 8 до 11 лет), среднего (с 12 до 16 лет) и старшего (16 и больше) возрастов. Скауты организовывают детские лагеря и походы в регионы России, обучают детей истории православной культуры.

Михаил Терещенко / ТАСС

Храм дает молодым прихожанам возможность поучаствовать в благотворительных проектах: оказать помощь людям с ограничениями слуха, зрения или речи; бездомным и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Причем это не разовые акции, а постоянная система поддержки, которая действительно может изменить жизнь нуждающихся людей к лучшему.  

Марфо-Мариинская Обитель

Обитель была основана Великой княгиней Елизаветой Федоровной, женой Великого князя Сергея Александровича, в 1909 году. После убийства мужа социалистом-революционером княгиня продала имущество и на вырученные деньги приобрела усадьбу на Большой Ордынке. На территории были построены больница и храм в честь святых Марфы и Марии. Уже в 1911 году в Обители работала больница для женщин и детей, а еще — дом для бедных чахоточных женщин, бесплатная амбулатория с выдачей лекарств, воскресная школа, бесплатная библиотека и столовая.

Это храм с большой историей и моей любимой святой (Елизавета Федоровна). К тому же он очень социально ориентирован. Здесь красивая необычная роспись и уютный сквер. Даже не помню, как попал сюда впервые. Вроде бы случайно зашел.

Даниил, студент МГЮА имени Кутафина

На территории обители действует Елизаветинская гимназия, в которой обучаются дети с 1 по 11 класс. Местный медицинский центр «Милосердие» работает с детьми с ДЦП при помощи арт-терапии, социальной адаптации и сенсорной релаксации. Елизаветинский детский дом для девочек сочетает в себе функции реабилитационного центра и детского дома. Центр семейного устройства помогает семьям, воспитывающим приемных детей, оказывает психологическую помощь супругам, помогает в выстраивании детско-родительских отношений.

Марфо-Мариинская Обитель находится в центре Москвы. Мы надеемся, что те дела, которые здесь сейчас осуществляются, привлекут к себе людей неравнодушных, людей, которые хотят творить добрые дела. Приглашаем всех желающих помогать ближним, проектов очень много, дело найдется для всех! Много нуждающихся и страдающих людей ждут нашей помощи!

Игуменья Елисавета, настоятельница Марфо-Мариинской Обители

Здесь, в Марфо-Мариинской Обители, уже шесть лет работает служба добровольцев. Более двухсот молодых людей совместно с клиникой Рошаля, фондом Доктора Лизы и другими организациями оказывают помощь нуждающимся, организуют поездки, паломничества, добровольческие литургии, воскресные чаепития. «К нам приходят невоцерковленные люди с разобранной душой, и им помогают, показывая на примере сверстников образ жизни православной молодежи», — рассказывает Александра, координатор добровольцев в Марфо-Мариинской Обители.

mmom.ru

«В первый раз я сюда попала благодаря своей маме», — рассказывает прихожанка храма Александра. — «С первого взгляда все показалось таким волшебным, теплым, красивым. Для меня большое значение играет и волонтерское движение обители. Я ни разу не пожалела, что однажды пришла на собрание и мне дали возможность стать частью команды и посильно оказывать помощь».

Пример храмов, которые с открытым сердцем ищут подход к молодым прихожанам, пытаются выстроить с ними диалог на равных, вдохновляет все новые приходы. Молодое духовенство доказывает, что даже каноничная религия, которая старается не менять свои устои, может идти в ногу со временем: интересно вести соцсети, запускать эффективные социальные и культурные проекты, продвигать благотворительность в России.

Копировать ссылкуСкопировано