Судно без капитана и экипажа Mayflower 400 (Mayflower Autonomous Ship, MAS), управляемое искусственным интеллектом, готовится пересечь Атлантический океан для того, чтобы изучить загрязнение морской среды, в том числе пластиком, и собрать данные о популяции водных млекопитающих и среде их обитания. Тримаран длиной 15 метров и весом 9 тонн полностью автономен. Это будет первое подобное морское судно, которое переплывет Атлантику, пишет The Strait Times.
- По данным издания, корабль отправится в плавание 15 мая в случае благоприятной погоды и с разрешения британских властей.
- Судну предстоит проделать путь длиной более 5 тыс. км — из Плимута в Великобритании до Плимута в американском штате Массачусетс.
Детали
Корабль Mayflower 400 представляет собой тримаран — конструкцию, состоящую из трех соединенных между собой параллельных частей. Подобные суда обладают повышенной устойчивостью на воде.
- Управлять кораблем будет бортовая система Al Captain американской компании IBM. В ее основе — передовые вычислительные системы IBM, программное обеспечение для автоматизации, технологии компьютерного зрения для принятия решений во время автономных рейсов.
- В транспортное средство встроены навигационные системы с камерами, радарами и морскими картами — всего более 30 разнообразных датчиков.
- Авторы проекта укажут кораблю конечный пункт, и система будет автоматически строить маршрут, учитывая погодные условия, направление океанических течений и другие данные.
- Судно будет перемещаться в основном за счет энергии солнца и ветра (оно покрыто солнечными панелями), но в случае экстренной ситуации может задействовать дизельные электрогенераторы.
Работу тримарана будут координировать специалисты из Плимутского университета (Великобритания), также к участию в проекте привлечен и британский университет Бирмингема. Кроме того, в разработку внесли свой вклад специалисты из Индии, Швейцарии и США.
На сборку судна Mayflower и разработку системы искусственного интеллекта (ИИ) для проекта потребовалось более 2 лет. За это время ИИ научился определять морские препятствия, анализируя тысячи фотографий. Корабль спустили на воду в сентябре 2020 года, после чего начались испытания в море.
Задачи Mayflower 400
Корабль будет собирать данные для нескольких исследовательских проектов, среди которых:
- анализ численности и среды обитания морских млекопитающих;
- оценка пластикового загрязнения океана;
- тестирование систем морской кибербезопасности;
- анализ химического состава воды;
- измерение уровня воды.
По мнению разработчиков, успешная реализация проекта позволит протестировать беспилотные технологии в морском транспорте и простимулирует их масштабное внедрение. Собранные в ходе трансатлантического путешествия данные помогут найти более эффективный способ охраны экосистем океанов, отметили авторы Mayflower.
Также данные пригодятся для исследований в метеорологии, экологии, биологии и океанографии.
Имя с историей
Тримаран назван в честь английского торгового судна Mayflower («Майский цветок»), которое совершило первое путешествие через Атлантический океан в 1620 году. На борту корабля были 102 человека, которые впоследствии стали основателями первого английского поселения на территории Северной Америки.
Судно отправилось из города Плимут в Великобритании и прибыло на место, которое первооткрыватели также назвали Плимутом. Корабль преодолел путь примерно за 2 месяца.
Впоследствии Mayflower использовался для торговли с Францией, Испанией и Норвегией.
Автономный тримаран, названный в честь этого судна, спустя 400 лет после исторического события повторит путь первых путешественников.
Подобные проекты
В мире уже существует несколько проектов, которые предлагают технологии в области сбора отходов в морях и океанах автономным путем. Вот некоторые из них.
- В рамках голландского проекта Ocean Cleanup в 2019 году инженеры представили судно-чистильщик, которое собирает отходы на реках, чтобы они не попали в океан. Корабль Interceptor («Перехватчик») представляет собой катамаран с плавучим барьером, с помощью которого пластиковый мусор направляется к специальному отверстию в корпусе судна. Отходы попадают в расположенные на борту мусорные контейнеры. Когда они заполняются, оператор по обращению с отходами получает сигнал о том, что накопившийся мусор пора вывозить. Проект успешно реализуется в Индонезии и Малайзии.
- В декабре 2019 года бельгийский поставщик экологических услуг — компания DEME Environmental Contractors — начал испытания автономной плавучей установки для сбора плавающего мусора на реке Шельда в северном регионе Бельгии — Фландрии. Мобильная установка состоит из интеллектуальной системы обнаружения отходов, рабочей автономной лодки и пункта зарядки. Плавающие отходы обнаруживает ИИ, получая изображение с видеокамер, установленных на мосту через реку. Мусор перехватывает специальный автономный навигационный катер, который толкает отходы к понтону для их сбора. Затем кран, которым дистанционно управляет оператор, грузит мусор в контейнер на беспилотной лодке, и она самостоятельно отправляет его на док-станцию. Там, на причале, контейнер разгружает транспортный кран.
- В 2020 году Мюнхенский технический университет запустил проект, направленный на автоматизированный сбор мусора со дна океана. Система SeaClear («Чистое море») состоит из дрона, двух подводных аппаратов для поиска и захвата мусора, а также базового судна с бортовым компьютером, которое обеспечивает питание и обработку информации для проекта. Опытный образец уже успешно испытали в порту Гамбурга и на побережье Дубровника.