КапиталДетали

Беспилотные комбайны и другие тренды регионального бизнеса

В Тамбовской области открылось совместное российско-белорусское производство беспилотных комбайнов, в Якутии появится первый среднетоннажный СПГ-завод, в Удмуртии «Росатом» построит первое в России производство редкоземельных магнитов.

Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».

В Тамбовской области открылся завод беспилотных комбайнов

Предприятие «Титан» в Тамбовской области открыло первое совместное российско-белорусское производство беспилотных комбайнов.

Факты

  • Производство беспилотных комбайнов реализуется в Тамбове совместными усилиями российского дилера сельхозтехники ГК «Терра групп» и белорусского производителя «Гомсельмаш».
  • Для реализации совместного производства беспилотных комбайнов «Терра Групп» создала новое ООО «Титан» на базе обанкротившегося завода «Тамбовспецмаш» в Тамбове.
  • Беспилотные комбайны в РФ с 2020 года в небольшом количестве производит завод «Ростсельмаш». Комбайн TORUM 785 с 2021 года находится в продаже. Какой-либо значимый импорт беспилотных комбайнов в России отсутствует.
  • Производство беспилотной сельскохозяйственной техники активно развивается в мире. Ведущими игроками на рынке беспилотных комбайнов являются британская компания Doogtooth Technologies, американская Harvest Croo Robotics, испанская Agrobot, китайская Lovol и так далее.

Перспективы

  • Общий объем инвестиций в проект составляет примерно 5 млрд рублей, на производстве будет создано около 200 рабочих мест.
  • Полностью реализовать данный проект планируется в течение ближайших пяти лет.
  • На заводе будут ежегодно производить до 600 комбайнов модели «Титан GS-10 PRO».
  • Комбайны будут оснащены предустановленной системой параллельного вождения, позволяющей обеспечивать ровный проход по полю, игнорируя пропуски и перекрытия. Благодаря инновационной системе будет оптимизирован расход топлива. В комбайн внедрены системы распознавания «свой-чужой», контроль месторасположения и расчет уровня сыпучих продуктов.
  • Беспилотные комбайны направлены на удовлетворение потребностей аграрных хозяйств с большими объемами уборки зерновых культур.

Риски

  • Опыт производства беспилотных комбайнов в России крайне мал, а белорусский партнер «Гомсельмаш» ранее не занимался их производством. В этой связи понадобится немалое время на освоение новых компетенций и выпуск эффективной техники.
  • На данный момент в России существует проблема дороговизны техники, запчастей и ГСМ для беспилотных комбайнов. Данный фактор ограничивает возможности аграриев по закупке новой и тем более непривычной техники.
  • Данный проект не способен закрыть потребности рынка. На 2023 год парк зерноуборочных комбайнов в РФ составляет примерно 120 тыс. штук, тогда как для полноценной работы их необходимо минимум на 20–25% больше. К тому же около 40% действующих комбайнов в России требуют замены. 
  • Для более масштабного внедрения беспилотных комбайнов необходимы специалисты, которые будут формулировать задачи для искусственного интеллекта (ИИ), однако российский АПК пока не располагает достаточным числом таких специалистов.

В Якутии появится первый среднетоннажный СПГ-завод

Компания ООО «СПГ Якутия» объявила о старте строительства среднетоннажного СПГ-завода в Мегино-Кангаласском районе Республики Саха (Якутия).

Факты

  • Заказчиком СПГ-проекта выступает ПАО «Якутская топливно-энергетическая компания» (ЯТЭК), являющееся основным газодобывающим предприятием региона. Это единственный поставщик газа для центральной части Якутии и региональной столицы.
  • Заводы по производству СПГ в РФ в 2023 году произвели 32,3 млн тонн СПГ, что на 2% ниже, чем в 2022 году. Ведущими крупнотоннажными предприятиями в России являются завод «Ямал СПГ» и проект «Сахалин-2», ориентированные на экспорт.
  • Строительство среднетоннажных СПГ-заводов является перспективным направлением, которое позволяет реализовать программы газификации регионов, а также расширить применение сжиженного газа в виде газомоторного топлива.
  • В Якутии разработана специальная программа до 2030 года, в рамках которой с помощью СПГ планируют газифицировать 27 населенных пунктов, включая 48 котельных, и перевести на газомоторное топливо около 2 тыс. транспортных средств.
  • В Мегино-Кангаласском районе уже существует малотоннажный завод той же компании ООО «СПГ Якутия», производящий СПГ в объеме 15–17 тыс. тонн в год. В основном он осуществляет поставки для компании «Железные дороги Якутии».

Перспективы

  • Первая очередь СПГ-завода должна быть введена в строй до 2028 года. Производительность составит 175 тыс. тонн сжиженного природного газа в год.
  • В рамках второй очереди начнется поочередное увеличение производительности до 525 тыс. тонн СПГ в год (сроки второй очереди пока не уточняются).
  • ЯТЭК не намерена ограничиваться внутренним рынком. В планы компании входит экспорт на рынки Китая, а также Индии, Японии и Южной Кореи.
  • Предполагается доставлять СПГ в танк-контейнерах по железной дороге в Китай через пункты пропуска Камышовая-Суйфэньхэ, Благовещенск-Хэйхэ, Нижнеленинское-Тунцзян и Джалинда-Мохэ, а также к морским портам Владивостока и Находки в Приморском крае.

Риски

  • Будущий завод расположен на большом расстоянии от границы, через которую планируется экспортировать СПГ. Таким образом, есть необходимость проработать вопросы транспортировки, учитывая, что непосредственно к Якутску не подведена железная дорога, а также пока не построен автодорожный Ленский мост. Возможно, придется использовать речной транспорт.
  • На данный момент неизвестно о федеральной или региональной поддержке данного проекта. При этом ООО «СПГ Якутия» на рынке малоизвестно и имеет статус микропредприятия.
  • Жители Якутии в течение многих лет активно протестуют против химических производств из-за экологических рисков. Например, несколько лет назад жители села Майя Мегино-Кангаласского района выступали против строительства метанолового завода той же компании ЯТЭК.
  • В связи с тем, что в Республике Саха морозы в зимний период достигают минус 60 градусов, необходимо решить вопрос адаптации текущих технологий выпуска СПГ для условий сверхнизких температур.

«Росатом» построит в Удмуртии первое в России крупное производство редкоземельных магнитов

До 2030 года в проект планируют инвестировать до 3,6 млрд рублей, его мощности составят 1 тыс. тонн магнитов в год.

Факты

  • В июне 2023 года на Петербургском международном экономическом форуме между правительством Удмуртии, АО «ТВЭЛ» (часть топливного дивизиона «Росатома») и компанией «Русатом МеталлТех» (входит в «ТВЭЛ») было подписано соглашение о сотрудничестве в реализации инвестиционных проектов — в частности, проекта по созданию крупнотоннажного производства постоянных редкоземельных магнитов на территории города Глазов в Удмуртии.
  • 14 февраля 2024 года на Международной выставке-форуме «Россия» представителями Минпромторга РФ, «Русатом МеталлТех» и ООО «Элемаш Магнит» (тоже входит в «ТВЭЛ») был подписан специальный инвестиционный контракт (СПИК) по реализации данного проекта. По условиям СПИК инвестор обязуется реализовать проект, а государство — обеспечить поддержку и стабильность условий ведения бизнеса.
  • Наконец, в марте 2024 года стало известно, что «Росатом» планирует вложить в проект по производству редкоземельных магнитов 3,6 млрд рублей до 2030 года.
  • Редкоземельные магниты — сильные постоянные магниты, сделанные из сплавов редкоземельных элементов (скандий, иттрий и лантаноиды). Применяются во многих сферах промышленности, например в производстве космических аппаратов и авиационной техники, компьютерной техники и другого.
  • Глазов — моногород, специализирующийся на атомной промышленности. Градообразующим предприятием является АО «Чепецкий механический завод» (входит в «Росатом») — металлургическое предприятие, производящее металлы, сплавы и изделия из них для атомной промышленности.

Перспективы

  • Непосредственным инвестором проекта выступит ООО «Элемаш Магнит». В то же время «ТВЭЛ» и «Русатом МеталлТех» будут оказывать содействие в проведении исследований и внедрении технологий, модернизации и развитии производственно-технической базы.
  • Мощности проекта составят 1 тыс. тонн магнитов в год к 2028-му. «Русатом МеталлТех» видит дальнейшую перспективу расширения проекта и достижения мощностей в 3 тыс. тонн магнитов в год после 2030-го. Продукцию будут выпускать по системе неодим-железо-бор на основе российской минерально-сырьевой базы.
  • Как сообщил премьер-министр Удмуртии Ярослав Семенов, республика берет на себя обязательства по строительству промышленного парка общей площадью 20 гектаров, на территории которого будет располагаться завод. Впоследствии на территории промпарка также смогут разместиться другие производства смежной направленности.
  • Важность проекта для региона летом 2023 года подчеркивал глава республики Александр Бречалов. Среди позитивных последствий для республики, например, отмечается трудоустройство студентов Глазовского политехникума.
  • Поддерживается проект и на федеральном уровне, он входит в «дорожную карту» направления «Технологии новых материалов и веществ» по направлению редкоземельных металлов.
  • Цель производства — обеспечение российских предприятий магнитной продукцией. Компания планирует поставлять магниты в различные секторы российской экономики — автомобилестроение, космическую отрасль, электронику и другое. Отдельно подчеркиваются возможности потребления продукции в отраслях ветроэнергетики и электротранспорта
  • При расширении производства до 3 тыс. тонн магнитов в год возможна их отправка на экспорт. При этом ожидается, что спрос на редкоземельные магниты в России до 2030 года вырастет до 3,4 тыс. тонн (за счет роста мощности ветрогенерации и производства электротранспорта), по сравнению с 1,045 тыс. тонн в 2021 году.

Риски

  • Итоговые объемы инвестиций, озвученные «Росатомом» в марте 2024 года, намного ниже тех, которые ранее предполагались экспертами. Не исключено, что итоговые параметры проекта окажутся более скромными, а сроки реализации затянутся.
  • Вызывает вопросы экспертов наличие достаточного спроса на редкоземельные магниты в случае выхода проекта на максимальные мощности в 3 тыс. тонн.