Мир в огне

Армянский надлом

В Ереване митингующие требуют отставки премьера и продолжения боевых действий. Сероб Оганян рассказывает о массовых акциях протеста, которые вызвало прекращение огня в Карабахе.

Последний раз такое количество людей на улицах Еревана можно было увидеть весной 2018 года, когда на плечах народа, а точнее протестного электората, к власти пришел нынешний премьер-министр Никол Пашинян. И если во время тех демонстраций за многие дни не было разбито ни одного стекла, то в ночь на 10 ноября разъяренная толпа выбила окна и двери в здании правительства Армении, а затем захватила и парламент. Митингующие выплеснулись на улицы после сообщения армянского премьера о прекращении войны за Нагорный Карабах, которое было воспринято как капитуляция. Соглашение о перемирии на крайне невыгодных для Еревана условиях оказалось для страны шоком — и особенно для армянских солдат, которые в этот момент обороняли Шуши и не знали, что власти уже объявили о том, что знаковый город уже, по сути, сдан.

Надписи на плакатах: «Я — Степанкерт», «Я — Гадрут». Фото: PAN Photo

Утром 10 ноября протестующие, у которых пока еще не было ярко выраженного лидера, потребовали у депутатов Национального Собрания Армении созыва экстренного заседания для отмены подписанного соглашения. Не дождавшись парламентариев, толпа начала расходиться. В Арцах в это время входили российские миротворцы, которые, согласно подписанным лидерами России, Армении и Азербайджана договоренностям, должны встать на линии соприкосновения. Пока митингующие разбредались по домам, на работу вышли невыспавшиеся ереванцы, всю ночь проведшие у телевизоров и ноутбуков.

Никто не улыбался. Было ощущение, что находишься на каких-то очень больших похоронах

На следующий день, утром 11-го, всеобщее внутреннее опустошение и подавленность были видны невооруженным глазом. Несмотря на отличную, теплую ноябрьскую погоду, в Ереване не было неспешно прогуливающихся людей. Никто не улыбался. Разговаривали друг с другом очень тихо. Было ощущение, что находишься на каких-то очень больших похоронах. Силовики начали задерживать лидеров протеста, в частности сотрудники Службы национальной безопасности задержали Гагика Царукяна, лидера самой крупной в стране оппозиционной партии «Процветающая Армения».

К полудню оппозиция собралась в центре города, у здания Оперы на площади Свободы. Своих сторонников на улицы вывели сразу 17 политических партий, но требование у них было одно: отставка Никола Пашиняна с поста премьер-министра. Правительство в ответ начало стягивать в центр города полицию — силовики оцепили площадь и начали задерживать митингующих, но это не помешало колонне оппозиции двинуться к зданию правительства. «Сейчас для всех нас главная задача — спасение Арцаха. Для этого нужно три шага. Первое — создать Комитет спасения родины, что мы уже сделали. Второе — немедленно требовать отставки Никола Пашиняна и властей. Третье — спасти проданные предательством наши земли», — озвучил программу протестующих представитель партии «Дашнакцутюн» Ишхак Сагателян. «Никол, ты должен уйти!» — обратился он к премьер-министру в прямом эфире нескольких телеканалов.

Фото: PAN Photo

К вечеру 11-го у здания правительства, оцепленного ереванским ОМОНом, собралась огромная толпа, скандировавшая лозунги: «Никол, уходи!», «Никол предатель!», а оппозиция предложила депутатам правящего блока «Мой шаг» совместно объявить Пашиняну импичмент. Наира Зограбян, депутат оппозиционной «Процветающей Армении», заявила: «Наши коллеги из «Моего шага» в личных беседах со мной говорили: вы начните процесс свержения Пашиняна, мы подключимся в последнюю минуту. Не надо ждать последней минуты. Мы ждем вас всех в здании Национального Собрания».

Мы не можем принять то, что произошло. Мы бились сразу против трех армий — террористов-наемников из Сирии, спецназовцев из Турции с их беспилотниками и самим Азербайджаном. Мы смогли их остановить и через некоторое время должны были отбросить врага. И тут узнаем о том, что подписано какое-то соглашение. А нас кто-нибудь спрашивал? Разве так можно?

Вардан Оганесян
Студент одного из ереванских университетов

Не знаю, как нам жить дальше. Не понимаю, что произошло. Неужели столько наших мальчиков погибло ни за что? Как смотреть в глаза матерям, чьи дети не вернулись с войны? Мой сын, слава Богу, вернется скоро. В бою он потерял друга. Как эта война отразится на нем, не представляю. Получается, была абсолютно бессмысленная бойня.

Анна Карапетян
Преподавательница английского языка
Фото: PAN Photo

Политтехнолог Виген Акопян оценивает случившееся так: «Был подписан договор — территории в обмен на мир, а не, как предполагалось в течение долгих лет, — территории в обмен на статус Карабаха. Пашинян представляет общественности подписание данного соглашения как болезненные уступки. Но само общество и местные эксперты считают, что это полномасштабная капитуляция. Реакция в стране на этот документ была крайне острой и эмоциональной, что привело к ночным штурмам государственных зданий. Столь бурный всплеск обусловлен тем, что в течение 44-дневной войны против азербайджано-турецкой коалиции государственная пропаганда скармливала армянскому народу недостоверную информацию, поэтому решения, представленные обществу, стали громом среди ясного неба».

За Пашиняном закрепился имидж лидера, проигравшего войну принципиальному врагу.

Виген Акопян
Политтехнолог 

«После всего произошедшего у Пашиняна призрачные шансы остаться на посту премьер-министра. Фактически за Николом закрепился твердый имидж лидера, который проиграл войну принципиальному врагу. Это не просто поражение, а сдача больших территорий», — считает Виген Акопян.

Ни в одном из предыдущих документов по урегулированию Карабахского конфликта не было пункта о том, что город Шуши может вернуться под контроль Азербайджана. Потеря культурно-исторического центра Карабаха ударила по самолюбию армянского общества и нанесла непоправимый урон рейтингу Никола Пашиняна. Акопян считает, что этой слабостью действующего премьера обязательно попробует воспользоваться оппозиция. Семнадцать партий призвали главу армянского кабинета министров без сопротивления сдать свои полномочия специальному комитету обороны. Такая форма правления оправдала себя в 1990-е в самом Нагорном Карабахе и привела к победе в первой Арцахской войне 1992–1994 годов.

Если оппозиции удастся найти общий язык с военными, дни Пашиняна сочтены.

Виген Акопян
Политтехнолог 

«Если политическим партиям удастся найти общий язык с военными, то, конечно, дни Пашиняна сочтены. Тем более что в геополитическом плане он перестал быть интересным после подписания капитуляции. Он отыгранная карта. Некоторые видят угрозу гражданской войны, которая может быть спровоцирована самим премьером, но мне кажется, что у него ничего не выйдет», — отметил Акопян.

Партия «Процветающая Армения», которая призывает Пашиняна уйти в отставку и была одним из основных инициаторов митингов 10 и 11 ноября, представляет вторую по численности фракцию в парламенте. С начала июня наметилось жесткое противостояние лидера «Процветающей Армении» Гагика Царукяна с премьером Пашиняном. Лидер оппозиционной партии обвинил кабинет Пашиняна в провале борьбы с коронавирусом и потребовал отставки правительства в полном составе. Итогом этого конфликта стало сначала лишение Царукяна депутатской неприкосновенности, а потом и его арест. Правда, в ходе войны Царукяна выпустили, изменив ему меру пресечения.

Фото: PAN Photo

Секретарь фракции «Процветающая Армения» Арман Абовян считает, что власти Армении в лице Пашиняна подписали документ, который предусматривает сдачу практически всех армянских позиций — и речь не только о территориях.

«Мы потеряли наши позиции не только военные, но и политические. То, что случилось — позор. Самое страшное, что власть отказывается признать свою вину. Премьер ведет себя нагло и вызывающе обвиняет всех и вся. Все виноваты, кроме них», — говорит Абовян.

Я не представляю, как представители партии Пашиняна собираются в городе показываться

Арман Абовян
Секретарь фракции «Процветающая Армения»

Секретарь фракции считает, что протестные митинги отражают настроения всего армянского общества, возмущенного тем, что 30 лет фактической независимости Арцаха окончились поражением из-за ошибок правительства Пашиняна.

«Я не представляю, как представители партии «Мой шаг» собираются показываться в городе и жить обычной жизнью, будто ничего не случилось. Смогут ли они выходить на улицу и смотреть в глаза своим согражданам?» — добавляет Абовян.

Многие эксперты в Армении считают, что именно ухудшение отношений Еревана с Москвой стало одной из причин начала конфликта. Турция почувствовала слабину и нанесла удар. Однако, подчеркивает Абовян, этот конфликт в очередной раз доказал, что Россия была, есть и останется единственным модератором и главным геополитическим игроком в регионе.

Фото: PAN Photo

«Без Москвы в нашем регионе ни один вопрос решиться не может. Попытки Турции втиснуться на Южный Кавказ, приняв непосредственное участие в карабахском конфликте, и надежды на то, что она будет здесь игроком, провалились благодаря России. Турецкие политики лелеяли мечту разместиться в регионе в качестве миротворцев и пристроиться в подбрюшье России. Здесь будет либо Турция, либо Россия. Для армянской стороны единственно приемлемый вариант, чтобы рядом с нами были российские братья, с которыми нас объединяют сотни лет дружбы», — сказал Арман Абовян.

Здесь будет либо Россия, либо Турция.

Арман Абовян
Секретарь фракции «Процветающая Армения»

Армения оказалась не готова к войне — и оппозиция считает, что отвечать за это должны власти, которые, по мнению Абовяна, «пудрили мозги своим гражданам».

Представителям правящей партии сейчас тяжело. В ночь, когда было объявлено о подписании соглашения, разъяренная толпа вытащила из автомобиля спикера Национального Собрания Арарата Мирзояна и жестоко его избила — в больнице политика сразу отправили на операционный стол. Представители партии «Мой шаг» находятся под жесточайшим давлением, но тем не менее активно выступают на телевидении, пытаясь объяснить причину провала.

Фото: PAN Photo

«То, что произошло — пощечина армянскому народу со стороны мирового сообщества, которое предпочло промолчать, спрятавшись за пустой фразой «защита прав человека». В очередной раз стало ясно, что человек ценность, пока не появляется понятие «выгода», и тогда этот самый человек превращается в ничто. К болезненным страницам истории Армении добавилась еще одна. У нас появились новые герои, но мы потеряли все, так как мировая выгода диктует именно такой исход», — так охарактеризовала итог войны депутат от правящей партии Софья Овсепян.

В своей эмоциональной речи она заявила, что очередная попытка геноцида армян осуществилась азербайджано-турецкими руками, но при поддержке и спонсорстве мирового сообщества.

Многие эксперты считают, что поражение спровоцирует новую волну эмиграции.

«Я не знаю, что может дать армянскому миру отставка премьера, о которой столько говорят. В чем выгода армянского народа, если глава кабмина, подписавший этот постыдный документ, больше не будет руководить страной? Это поможет целостности Арцаха и Армении и достойной жизни нашего народа? Если отставка Пашиняна поможет решить эти вопросы, уверена, он уйдет, и я буду одной из первых, кто сложит с себя депутатские полномочия», — заметила Овсепян и добавила, что если бы у армянского народа был выбор, армяне предпочли бы гибель на поле боя национальному унижению.

Нет сомнений в том, что 9 ноября в истории армянского мира станет черной датой. Непонятно, сколько времени уйдет на зализывание ран. Многие эксперты считают, что поражение в Карабахе спровоцирует новую волну эмиграции и огромные армянские колонии в разных странах мира вновь увеличатся. Диаспора в этом конфликте помогла, чем могла, — каждый день из разных государств шли гуманитарные грузы, а в социальных сетях появлялись посты со словами поддержки.

Люди спрашивают друг друга, где Пашинян. Его пока можно увидеть только в Фейсбуке, где он обвиняет в карабахском поражении бывших соратников, олигархов, оппозицию, врагов и пытается объяснить, что был вынужден подписать соглашение, чтобы хоть что-то сохранить. Верят ему все меньше и меньше. Оппозиция выдвинула Пашиняну ультиматум и требует от него уйти в отставку до 23:00 по Москве.