9 октября на матч «Лева» против московского ОХК «Динамо» на пражскую «О2 Арену» пришло 16 317 зрителей — столько на одной игре в КХЛ еще не собиралось. Корреспондент «МН» расспросил о жизни нового проекта генерального менеджера клуба Нормундса Сейейса.
Сила привычки
— За два матча на «О2 Арене» вы собрали более 29 тыс. зрителей. Клуб можно поздравить?
— Поздравлять не с чем, мы ведь дважды уступили. Все-таки главная наша цель — успешное выступление в чемпионате. Для этого необходимо выигрывать. В нынешнем сезоне у нас запланировано еще два матча на «О2» — надеюсь, мы в них победим.
— Вы расстраиваетесь после поражений от СКА, богатейшего клуба лиги, и «Динамо», обладателя Кубка Гагарина?
— Мне все равно, кто в соперниках — «Динамо», СКА, «Донбасс», Рига или кто-то еще. Мы всегда выходим на лед, чтобы побеждать. Если не выиграли, значит, что-то сделали не так. Обидно каждое поражение.
— Каково вам возвращаться на свою постоянную арену — «Типспорт»?
— На «Типспорте» у нас тоже хорошие возможности. Эта арена вмещает больше 12 тыс. зрителей, так что в случае аншлагов и здесь будут высокие цифры посещаемости. На «Типспорт Арене» мы в большей степени чувствуем себя дома.
«"Лев" для Праги — новая вещь. Нужно, чтобы к ней привыкли»
— Модернизацию «Типспорт Арены» «Лев» проводил за свой счет?
— Многое мы сделали вместе со «Спартой», которая также выступает здесь. Но большую часть — все же сами, потому что в чешской экстралиге нет таких требований, как в КХЛ. Нам удалось сделать арену более удобной и, я бы сказал, зрелищной.
— Когда на первых домашних матчах «Лева» трибуны «Типспорт Арены» оказались наполовину пусты, расстроились?
— «Лев» для Праги — новая вещь. Нужно, чтобы к ней привыкли. 5500–6000 зрителей на первых матчах — очень хороший показатель для новой команды. Сейчас ситуация меняется, у нас уже есть фан-клуб, который с каждым матчем становится более многочисленным. Теперь необходимо, чтобы у нас появились свои любимцы публики.
Классовая борьба
— В пятницу «Леву» предстоит матч с ЦСКА. У вас есть особое отношение к играм с богатыми клубами?
— Знаете, если бы за победу над «олигархами» давали не три очка, а шесть, была бы дополнительная мотивация. Но, к сожалению, дают только три. Поэтому отношение к ним точно такое же, как и ко всем остальным командам. Мы всегда выходим на лед, чтобы выиграть, порадовать болельщика. Конечно, если выиграем у ЦСКА, будем очень рады, но именно потому, что пополним свой очковый бюджет.
— В Праге, столичном городе, нет недостатка в развлечениях. В Москве подобными условиями все время оправдывают пустые арены…
— В принципе могу согласиться с этими аргументами. Очень много мероприятий: футбол, хоккей… Много хоккейных команд — на все не успеваешь. Так что это одна из причин низкой посещаемости, хотя не скажу, что главная.
— Смогли бы вы, работая в Москве, решить эту проблему?
— Я никогда не размышлял об этом и не думаю, что мне придется ее решать, — в данный момент меня все устраивает в Праге. Тем более теперь я отвечаю сразу за две команды — на днях меня назначили и генеральным менеджером «Спарты». Она идет на последнем месте в экстралиге, и надо в ней все наладить. Будем потихоньку выстраивать общую систему.
Не для продажи
— В России содержание клубов для владельцев — это либо развлечение, либо «общественная нагрузка», а не бизнес. Хозяева «Лева» рассматривают вложения в этот проект как инвестиции?
— Без любви к хоккею ни один спонсор, ни один хозяин не станет тратить на него деньги. Наши хозяева любят хоккей, этот проект им интересен. Дальше все уже зависит от того, насколько мы сможем понравиться болельщикам.
— Какого успеха вам как менеджеру интереснее достичь — спортивного или финансового?
— Это неотделимые друг от друга вещи. Без должной финансовой поддержки не будет и спортивных побед. Чтобы команда хорошо играла, нужно, чтобы все было на уровне, чтобы игроки были обеспечены всем необходимым.
«Сейчас нам важно себя показать, потому что новый продукт никто не будет покупать без узнаваемости»
— Вы изучали платежеспособность пражских болельщиков? В Риге, например, одни из самых дорогих билетов в КХЛ, а в Праге скорее, наоборот — в районе 200–300 рублей.
— Билеты у нас не дороже, чем на матчах чешской экстралиги. Мы же не можем сразу рассчитывать, что люди станут приходить и туда и туда. Сейчас каждый может выбрать матч себе по вкусу.
— Пока вы не планируете зарабатывать на билетах?
— Трудно сразу закладывать в бюджет выручку от билетов. Потому что мы новая команда в новой стране, в новом городе. И любовь зрителя надо завоевать. А потом уже делать какие-то расчеты. Сейчас у нас главные цели — показать хорошую игру и получить любовь болельщиков.
— Но вообще пражский болельщик более платежеспособен, чем российский или латышский?
— Что вы зацепились за это — «платежеспособный». Исходя из опыта первого сезона, мы проведем анализ, чтобы к следующему сезону стать мудрее и умнее. Сейчас нам важно себя показать, потому что новый продукт никто не будет покупать без узнаваемости.
— А опыт «Попрада», первого клуба КХЛ из Западной Европы, изучали? Там все закончилось печально.
— А зачем нам смотреть на «Попрад»? Каждый сам решает свои проблемы.
Локаут — головная боль
— Летом вы говорили, что в бюджете клуба заложена возможность приглашения звездного игрока. Могли подумать тогда, что это будет Здено Хара?
— Не мог, потому что в НХЛ еще не был объявлен локаут.
— А в какой момент поняли, что этот вариант реален? Что созданный полгода назад клуб может пригласить одного из лучших хоккеистов мира?
— То, что Хара — один из лучших игроков мира, бесспорно. Но мы просто сделали ему предложение, а он получил возможность поиграть в Праге. Здесь он близко к дому, здесь он играл в молодости. К тому же в нашей команде у него много знакомых ребят. В общем, он с удовольствием согласился играть у нас.
«Надо было решать, что делать с хоккеистами, которые уже есть у нас в составе и которые потеряют место, если мы пригласим энхаэловцев»
— Будете рекламировать клуб с помощью Хары? Ведь локаут может закончиться в любой момент, и игрок должен будет вернуться в НХЛ.
— Конечно, постараемся использовать его по максимуму, но не думаю, что станем делать его лицом команды. Ведь если уедет «лицо» — это будет неправильно.
— Локаут восприняли с радостью? Он ведь предоставил менеджерам клубов КХЛ большие возможности.
— В первый момент у меня появилась не радость, а головная боль. Надо было решать, что делать с хоккеистами, которые уже есть у нас в составе и которые потеряют место, если мы пригласим энхаэловцев. То, что локаут можно использовать, сделать на нем хорошую рекламу и маркетинг, — это очень позитивно. Но, с другой стороны, если локаут закончится, новички уедут, у нас останутся игроки, у которых не было игровой практики.
— Приглашение Хары и рекордный по посещаемости матч — главные новости на уровне всей лиги. Вы уже присматриваетесь к российской аудитории или пока сосредоточены на своем городе?
— Потихоньку думаем, как это можно все соединить. Начинаем разговоры с разными турагентствами, которые могли бы реализовать нашу давнюю идею. Может, будем предлагать российским болельщикам туристические поездки в Прагу, включающие посещение хоккея.
Иностранные хоккейные клубы в системе КХЛ
Динамо (Рига) | Латвия | КХЛ |
ХК Рига | Латвия | МХЛ |
Донбасс (Донецк) | Украина | КХЛ |
Слован (Братислава) | Словакия | КХЛ |
Лев (Прага) | Чехия | КХЛ |
Энергия (Карловы Вары) | Чехия | МХЛ |
Динамо (Минск) | Белоруссия | КХЛ |
Юность (Минск) | Белоруссия | ВХЛ, МХЛ |
Динамо-Шинник (Бобруйск) | Белоруссия | МХЛ |
Барыс (Астана) | Казахстан | КХЛ |
Казцинк-Торпедо (Усть-Каменогорск) | Казахстан | ВХЛ |
Сарыарка (Караганда) | Казахстан | ВХЛ |
Снежные Барсы (Астана) | Казахстан | МХЛ |
Патриот (Будапешт) | Венгрия | МХЛ |