Главный ответственный за подготовку к «Евро-2012» на Украине вице-премьер Борис КОЛЕСНИКОВ занял свой пост чуть более двух лет назад. Тогда всерьез стоял вопрос о лишении украинцев права проведения чемпионата. Уже через год после этого вопрос был снят. В том, что за это время страна совершила колоссальный рывок в подготовке к турниру, не отрицают даже оппоненты Колесникова. Дискуссия идет скорее о цене, которую украинский бюджет за такую скорость заплатил. Накануне старта турнира вице-премьер раскрыл «МН» некоторые нюансы организации футбольного форума.
— Позади у Украины пять лет подготовки к чемпионату Европы. Что было самым сложным за это время?
— Я не люблю критиковать нашу оппозицию, но тогда они были властью. Украина получила «Евро» в апреле 2007 года. А правительство Юлии Тимошенко пришло к власти в декабре. И до марта 2010 года мы не имели ни одного готового проекта. Когда мы пришли — одни колышки стояли, и было потрачено почти полмиллиарда долларов. Главная арена «Евро-2012» — стадион «Олимпийский» в Киеве был полностью развален. Вот это было самое сложное: за два года, а по нормативам УЕФА за полтора, один стадион построить, один реконструировать и довести до ума пять международных аэропортов.
— Сейчас Россия и ФИФА стоят перед выбором, какие города будут принимать ЧМ-2018. Какие параметры для вас были определяющими, не сделали ошибок при выборе?
— Думаю, мы все сделали правильно. Главный критерий для России — это аэропорты и гостиницы. Понятно, что Москва, Санкт-Петербург, Сочи и Казань не вызывают никаких сомнений, эти города в списке хозяев ЧМ должны быть обязательно. И еще как минимум четыре города, которые легче всего подготовить и где это будет востребовано. Мне кажется, это Нижний Новгород как туристический центр. Но самый футбольный город на Волге — это все же Самара.
— С чего стоит начинать подготовку? Со стадионов? Аэропортов? Дорог?
—Начинать надо с того, что строится дольше всего. Надо в целом понимать проблемы каждого города. И главное, что касается и Украины, и России, надо втягивать муниципалитеты в работу с первого дня. Без этого не справиться.
— Дольше всего — значит дороги?
— Учитывая масштабы России, дороги нужно было начинать строить еще году в 1991 (смеется). Главная составляющая чемпионата для России с ее расстояниями — это авиация, аэропорты. Отели, конечно. Но и дороги строить нужно. Те, которые будут задействованы и которые можно успеть построить.
— Во сколько обошлась Украине подготовка к «Евро-2012»?
— В 5 млрд долл. Но здесь чисто спортивных расходов (стадионы) всего 800 млн. Все остальное нужно было и так строить — и дороги, и отели. Почему Олимпиада в Ванкувере обошлась в 11 млрд долл., а Сочи будет стоить около 30? Потому что в Сочи ничего не было. Я имею в виду мирового уровня инфраструктуры. Но то, что будет сделано в Сочи, будет востребовано целыми поколениями после Олимпиады.
— Вы уверены, что построенные к «Евро-2012» стадионы будут задействованы и после окончания чемпионата?
— Вы знаете, в Донецке Ринат Ахметов (владелец ФК «Шахтер». — «МН») сам построил стадион. В Харькове — смешанный капитал. Но это тоже стадион клуба «Металлист». «Олимпийский» — это символ страны. На матч внутреннего чемпионата между киевским «Динамо» и днепропетровским «Днепром» недавно пришли 68 тыс. зрителей. Так что он точно не будет пустой.
— И стадион сможет себя окупить?
— Если говорить о таких фундаментальных объектах — важно, чтобы они зарабатывали на операционную деятельность. Думаю, в 2013–2014 годах «Олимпийский» будет работать в плюсе.
— А какую прибыль получит страна от чемпионата Европы?
— Можно сказать, чистая выручка составит порядка $1,5 млрд. Это транспортные услуги, отели, рестораны и кафе.
— Сегодня для гостей «Евро-2012» самая больная тема — цены на отели. 300 долл. за ночь — обычная цена за не самый лучший номер в Киеве, а в Донецке их вообще не найти. Та же проблема, судя по всему, будет и у России. Но у нас есть время начинать решать ее уже сейчас. У вас есть рецепт, основанный на опыте?
— Вы знаете, рецепты мы все использовали. Отели, конечно, поступили немножко некорректно. Мы освободили их на 10 лет от налога на прибыль. Частично компенсировали проценты по кредиту. А они решили поднять цены... Но это с одной стороны. С другой... Финал Лиги чемпионов в Мюнхене — у нас есть все скриншоты — в день финала номер стоил 3 тыс. евро, через неделю тот же номер уже можно было снять за 300. Но мы влияем на ситуацию. Наш премьер-министр даже заявил, что если отели не снизят цены, мы введем госрегулирование. И цены пошли вниз, по крайней мере на время «Евро». На сегодняшний день есть комнаты в общежитиях колледжей от девяти евро и номера в отеле в центре — до 400 евро.
— Ваши коллеги в Польше не успели достроить к «Евро-2012» часть скоростных дорог. В частности, от Варшавы до Вроцлава километров 350, а путь на машине по старой дороге занимает часов шесть-семь. На Украине, похоже, тоже есть такие проблемы
— По оценке УЕФА нам надо лет 30, чтобы накрыть всю страну сетью дорог. Но это, я думаю, пессимистичная картина. Достаточно лет десяти. Все, что успевали, мы сделали. На дороги пошли самые большие вложения. Порядка $2 млрд. Но в УЕФА с первого дня говорили: «Будем ориентироваться на авиацию».
— Сколько ожидаете гостей?
— По оценкам туристических агентств на Украину приедет от 800 тыс. до 1,2 млн болельщиков.
— Не считаете, что бойкот со стороны европейских политиков снизит поток болельщиков, которые приедут на Украину, и не позволит в полной мере использовать потенциал роста туристических потоков после ЧЕ?
— У нас всего 700 тыс. билетов на матчи. Раскупили все. Накануне первого матча остался 1% самых дорогих. Я говорил многим иностранным журналистам: чемпионат проводится для спортсменов и болельщиков, коими политики не являются. Здесь на лицо вмешательство во внутренние дела нашей страны. На туристический потенциал это не повлияет. Чтобы привлечь иностранцев, надо создать привлекательную модель туризма. Мы недавно были на выставке в Японии. Что японцам интересно на Украине? Крым. Я говорю: «Слушайте, из Токио несколько часов до Сингапура, тут столько курортов в Южной Азии, какой Крым?» Думал, они шутят. «Нет, что вы. Ялтинская конференция, 1945 год, там решались судьбы мира. Вот это нам интересно». Это уже конкурентное преимущество. Я думаю, и Киев — мать городов русских, и Лавра, и София — это тоже интересно. И Львов — красивейший город. Число туристов у нас растет и будет расти.
— Би-би-си недавно показывала сюжет о нацистах среди украинских болельщиков и призывала чернокожих не ехать на Украину, чтобы не рисковать жизнью. Так ли остра проблема с расизмом и толерантностью?
— Я считаю, что Би-би-си сгустила краски. Такие проблемы есть в любом европейском городе, где есть мощные клубы. Но это явное передергивание фактов. Дерутся? Ну везде дерутся. И в Англии дерутся. В Англии, кстати, дерутся больше всего.
«На «Евро-2012» планируем заработать $1,5 миллиарда»
Вице-премьер Украины поделился с Россией опытом подготовки футбольного чемпионата
Наверх