«Вам необходимо прибыть в пункт сбора факелоносцев в строго назначенное время. В пункте сбора вас встретят сотрудники команды эстафеты и проверят ваш паспорт»
Из материалов «День из жизни факелоносца», рассылаемых участникам эстафеты
— Каждый шаг факелоносцев прописан по минутам. Как только вы попадаете на пункт сбора, жизнь ваша встраивается в строгий график. Сначала выдается униформа, чуть позже все идут в так называемую тренинг-зону, где ваша группа из 26 человек получает подробные рекомендации, в том числе и что делать, если огонь у вас вдруг потух (нужно дождаться волонтера со специальной лампадкой). А в самом конце происходит раздача факелов, на которых наклеен твой порядковый номер.
Инструктаж проходит с шутками и прибаутками — чувствуется, что сопровождающая команда колесит по всей России уже несколько недель и каждый новый город только добавляет ей навыков и новых баек. Одна из них, похоже, самая любимая, о том, как местный любознательный кулибин, получив факел, за пять минут его оперативно разобрал и не смог собрать.
«Ваша физическая форма не влияет на участие в эстафете, вам не придется превышать свои физические возможности. Во время вашего участия в эстафете двигайтесь так, чтобы вам было комфортно. Вас будут сопровождать сотрудники службы безопасности, которые в любой момент смогут вам помочь»
Из FAQ, рассылаемого участникам эстафеты
— Когда автобус привозит к месту твоего этапа, испытываешь легкое разочарование. Кажется, что место следующей передачи уж очень близко — за миг можно пробежать. Впрочем, можно не бежать, а идти — это условие специально проговаривается на тренинге. Особых ограничений нет: подпрыгивайте, передвигайтесь змейкой — ну в разумных пределах, без эпатажа.
Всю дистанцию рядом присутствуют бегуны поддержки, метрах в 15 едет машина с фотографами и видеооператорами, которые снимают каждый твой шаг. Уже после первой стометровки понимаешь, что расстояние выбрано оптимально — без специальной подготовки держать двухкилограммовый факел на одной вытянутой руке (40–50 см от головы — требование техники безопасности) становится с каждым метром тяжелее и тяжелее. Подходящий ровно через минуту автобус воспринимаешь как последний звонок в школе — вроде жаль расставаться, но хватит уже.
«В очертаниях факела угадывается силуэт пера волшебной птицы, приносящей удачу и счастье. Этот узор знаком любому жителю России с самого детства по сказкам и легендам о жар-птице или возрождающемся фениксе»
Из материалов информационной кампании «Истории избранных», рассылаемых участникам эстафеты
— Газ активирует твой сопровождающий за считаные секунды до передачи огня с помощью специального ключа и отверстия в факеле. План следующий: ты дожидаешься своего коллеги, и вы около полуминуты стоите, подняв руки, — это необходимо, чтобы твой факел успел прогреться. Уже в автобусе после окончания этапа специально обученный волонтер вскрывает еще горячий предмет, вынимает оттуда тонкую газовую трубку длиной около 20 см, после чего он превращается в исторический артефакт. В моем случае участь его была решена сразу: будет храниться дома в качестве семейной реликвии.
«Каждый факелоносец самостоятельно организовывает и оплачивает как размещение в гостинице, так и проезд до города его участия в эстафете»
Из FAQ, рассылаемого участникам эстафеты
— Мне выпало бежать этап в Ханты-Мансийске, и это было большой удачей. Во-первых, город знаком как родной, там уже 15 лет проводятся главные биатлонные турниры. Во-вторых, сразу стало очевидно, что получить в этот день место в гостинице можно только благодаря давним контактам, и тут знакомство с олимпийским чемпионом по биатлону, а ныне главой департамента по физкультуре и спорту ХМАО—Югры Евгением Редькиным пришлось как нельзя кстати.
Отказаться от предоставленной экипировки возможности нет — таковы правила
Москвичам, которым выпало бежать в Ханты-Мансийске, авиабилеты обошлись в 15 тыс. руб. Одноместный номер в гостинице в Ханты-Мансийске стоил в это время примерно 3 тыс. руб. Еще одна приличная статья расходов — покупка самого факела.
«Факел эстафеты олимпийского огня «Сочи-2014» может приобрести только факелоносец и только в одном экземпляре. Факелоносец может выкупить именно тот факел, который понесет на своем отрезке бега»
Из FAQ, рассылаемого участникам эстафеты
— Есть два способа покупки — до и после. Удобнее всего, конечно, оплатить покупку заранее на специальном сайте (выставленный счет составляет 13 120 руб.), а на сбор принести распечатанное свидетельство об оплате. Более сложный вариант — выкупить факел сразу после забега, обратившись к менеджеру. Нет, можно и ничего не делать, но в моей группе из 26 человек такой оригинал оказался лишь один. Да и то потому, что, по его словам, просто забыл с собой деньги. После того как артефакт официально становится твоей собственностью, никаких прописанных или устных рекомендаций по его использованию нет. Но желающих продать факел в моем случае обнаружить не удалось. По крайней мере желающих в ближайшие годы.
«Вам будет предоставлена униформа факелоносца, состоящая из ветровки, штанов, шапки и перчаток. Стоит обратить внимание, что ваша личная одежда не должна быть видна из-под униформы факелоносца»
Из FAQ, рассылаемого участникам эстафеты
— Отказаться от предоставленной экипировки возможности нет — таковы правила. Более того, не рекомендовалось снимать даже один ее элемент, вплоть до шапки или перчаток-митенок (хотя при температуре минус 5–7 градусов в Ханты-Мансийске такого желания и не возникало). Митенки, кстати, оказались вполне функциональны — на их поверхности были нанесены специальные шипы для лучшего сцепления с пластмассой факела. Размер униформы оговаривался несколько месяцев назад, во время подачи заявления, поэтому неприятных сюрпризов удалось избежать. Под нее обязательно надо надевать что-то свое, идеальный вариант — термобелье. Экипировка в отличие от факела предоставляется бесплатно.
«Вы можете позволить зрителям дотронуться до факела, однако запомните, что ни в коем случае не должны выпускать факел из рук и передавать его кому-либо»
Из материалов «День из жизни факелоносца», рассылаемых участникам эстафеты
— По периметру трассы, на промежутке примерно метров в 20–30 стоят сотрудники служб безопасности и волонтеры. Однако зрители (их для раннего утра было не много и не мало) могли подходить вплотную к трассе без особых проблем. Сфотографироваться с каждым участником эстафеты есть возможность за минуту до и за минуту после — потом его сразу же увозил автобус. Опция эта имела неожиданную популярность. Такого ажиотажа вокруг своей персоны корреспондент «МН» не знал никогда. И по неопытности допустил ошибку: уже после финиша зачем-то на центральной площади вытащил факел из специального футляра. Через пять минут от желающих сфотографироваться пришлось нервно уходить быстрым шагом.