Нет, несмотря на то, что минимум в шести-семи федеральных вузах давно работают отделения спортивного менеджмента. В этих учебных заведениях исправно читаются лекции, сдаются экзамены и вручаются дипломы, после чего выясняется, что найти работу по специальности их обладателям почти нереально. А после окончания Олимпиады-2014 и чемпионата мира-2018 будет нереально без «почти».
В российском спорте почти нет квалифицированных профессионалов-управленцев, но они и не нужны нашим спортивным организациям. Во всяком случае, в том виде, в каком они сходят с «вузовского конвейера». Проблема, как обычно, лежит в нескольких плоскостях. И качество образования – одна из них. Но основной затык — в нравах нашего спортивного бизнеса. Они являются квинтэссенцией бизнеса по-русски в других сферах, но приобретают наиболее уродские очертания. Так получилось, что многие CEO в российском спорте — родом из «лихих 90-х», и обстановка в отрасли не способствует переменам в их менталитете. Менеджер в их понимании, в первую очередь, должен быть человеком, лояльным к боссам, и в последнюю — обладать навыками своей непосредственной профессии.
«Сейчас российский спорт — это рынок государственной поддержки, где доля доходов, полученных за счет продажи билетов, телевизионных прав, спонсорства, мерчендайзинга очень мала, причем это справедливо как для спортивных клубов и федераций, так и для спортивных событий, — говорит Ирина Колесникова, управляющий партнер СпортМенеджмент.Ру. — Поэтому логично, что усилия и внимание менеджмента сосредоточены на работе с источником их существования — на взаимоотношениях с руководителями регионов, чиновниками, владельцами команд. Востребовано, скорее, умение удовлетворять интересы сторон, навыки взаимодействия с инвесторами, нежели навыки работы со зрителями, телевидением или спонсорами — то, что подразумевает классический спортивный менеджмент и существующие программы обучения специалистов».
Научить «лояльности к боссам», наверное, тоже возможно, однако не совсем понятно, какое отношение это имеет к высшему образованию и к спортивному менеджменту. Конечно, несправедливо утверждать, что инвесторы нашего спорта только бессмысленно вкачивают деньги в клубы и федерации, иногда у них случаются и моменты просветления. Одним из них стало приглашение в хоккейный клуб СКА (Санкт-Петербург) Ольги Романенко — менеджера из рекламного бизнеса, которая за несколько лет сумела поменять приоритеты в маркетинговой стратегии армейцев. Сейчас нечто похожее начинает происходить в московском ХК «Спартак». Однако это единичные примеры. Большинство руководителей отечественных спортивных структур по-прежнему не воспринимает спорт как бизнес, и не собирается жить по его законам.
«Когда мы приглашали топ-менеджеров российского спорта на нашу ежегодную профессиональную конференцию PROспорт, мы слышали от некоторых людей, что их не интересует чужой опыт, что у нас западные технологии не работают, — рассказывает главный редактор ИД «Индепендент Спорт» Станислав Гридасов. — Спикерами на конференцию мы намеренно позвали практиков — директора стадиона лондонского «Арсенала», одного из руководителей баскетбольной администрации «Вашингтон Уизардс», шефа коммуникационного отдела леверкузенского «Байера». Однако у нас эти люди являются авторитетами далеко не для всех».
Западные технологии у нас действительно работают далеко не всегда. Если в старенькие «Жигули» поставить мотор из современной машины «Формулы-1», то изделие отечественного автопрома, скорее всего, не поедет быстрее, а просто развалится. Однако невозможно всерьез утверждать, что наш спорт настолько велик и своеобразен, что может вечно существовать в астрале — без болельщиков, без журналистов и без нормальных управленцев. Нынешняя ситуация продлится не далее, как до очередного финансового кризиса, после которого существующая на государственные деньги и не умеющая зарабатывать самостоятельно отечественная спортивная пирамида просто развалится.
Рассказы про хроническую нехватку в стране спортивных менеджеров как минимум удивительны. Если спортивные организации не устраивает уровень выпускников профильных отделений наших вузов, они легко могут приглашать специалистов, зарекомендовавших себя в других отраслях, или даже иностранцев. Последнее гораздо дальновиднее, чем заниматься натурализацией зарубежных спортсменов ради достижения немедленного результата или увеличивать лимит на легионеров. В спорте, как и везде, конечно, есть своя специфика, но чем больший акцент в словосочетании «спортивный бизнес» будет делаться на слове «бизнес», тем больше надежда, что отделения менеджмента в спорте перестанут работать вхолостую и что в их работе вообще появится какой-то смысл.