2077
1935
2094
00:05 17/01/2012 Алексей Ратин 0 80

Удушить эпилепсию

Финские нейробиологи предложили метод купирования приступов углекислым газом

Предотвращать приступы эпилепсии в некоторых случаях можно будет при помощи дешевого, безопасного и доступного средства — баллончика с воздухом, который обогащен углекислым газом. А после инсульта минимизировать последствия для мозга можно за счет все того же газа, если отказаться от практики скорейшего устранения его из крови и вместо этого снижать концентрацию постепенно. Фундаментальные работы по патофизиологии нервных клеток, проводившиеся финскими учеными, были востребованы медиками в первые же годы после открытия.

Для медицины это рекордно короткий путь от обнаружения эффекта в лаборатории до клиники. Новые лекарства проходят дистанцию от биохимических экспериментов до больниц и аптек за 10–15 лет. Сначала проводятся тесты на животных, проверки на добровольцах, клинические испытания. Исключения редки, и об одном из них «МН» рассказал научный сотрудник шведского университета Умеа и выпускник Санкт-Петербургского университета Михаил Друзин.

«Активные исследования нашими коллегами патофизиологии нервных клеток в условиях кислородного голодания позволили уже пересмотреть подходы к лечению людей, перенесших инсульт или по иным причинам столкнувшихся с гипоксией», — рассказывает Друзин. Раньше медики, принимая пациентов, перенесших инсульт, или новорожденных после трудных родов, старались как можно быстрее восстановить снабжение тканей кислородом и убрать из них излишки углекислого газа. Но этот казавшийся очевидным подход не выдержал «столкновения» с научными данными. Ученые из университета Хельсинки обнаружили, что избежать тяжелых долговременных поражений скорее удастся не при резком, а при постепенном избавлении от углекислого газа.

Это открытие оказалось настолько важным с практической точки зрения, что его уже приняли на вооружение в родильных отделениях госпиталей Стокгольма и Хельсинки. «В родильных отделениях так сейчас выхаживают детей, перенесших сложные роды, когда ребенок долгое время недополучает кислорода. Это имеет огромное значение, поскольку последствия кислородного голодания сказываются потом всю жизнь, и их компенсация связана в том числе и с материальными затратами для общества», — отмечает Друзин.

Тема эффективной и недорогой медицинской помощи прослеживается и в другом практическом применении фундаментальных результатов работ нейроученых. «Приступы эпилепсии у детей при лихорадке — такое иногда бывает, и всегда требует вызова «скорой», очень пугает родителей — можно предотвратить вдыханием воздуха, насыщенного углекислым газом. То есть не надо специальных лекарств, это абсолютно безопасно, дешево и доступно», — рассказывает Михаил Друзин. В 2010 году его финские коллеги опубликовали в специальном журнале Epilepsy статью, из которой следовало, что углекислый газ в пятипроцентной концентрации способен предотвратить не только появление приступа, но и его развитие.

Лаборатория, в которой работает сам Друзин, тоже занимается в том числе и темой эпилепсии. Точнее, изучением того, как в нервных клетках меняется концентрация ионов хлора. Электрические импульсы, за счет которых и работает мозг, формируются именно за счет перемещения ионов, так что интерес ученых вполне понятен. Но наряду с электрической активностью нейронов и ионами хлора есть и вторая тема, в рамках которой между биофизикой нейрона и практической медициной тоже могут установиться неожиданные связи.

«Вторая наша тема — влияние глициновых рецепторов на гипоталамические нервные сети, а также глиальные клетки», — сказал ученый. Так называемые глиальные клетки долгое время рассматривались как вспомогательные элементы, окружающие нейроны (по числу клеток наш мозг уместней рассматривать как совокупность именно глиальных, а не нервных клеток!), но в последние годы от этой точки зрения во всем мире стремительно отходят.

«Глиальные клетки обладают разнообразными коммуникационными возможностями и зачастую играют решающую роль в синаптической нейропередаче, основе информационного взаимодействия между нейронами, — говорит Друзин. — В наших экспериментах мы изучаем возможное тормозное влияние глиальных клеток на активность сетей нервных клеток в переднем гипоталамусе, который играет исключительную роль в обеспечении полового поведения у животных и человека». Такие работы могут помочь понять и формирование сексуальной ориентации, и регуляцию полового влечения.