Штрафы за нарушения во время митингов, согласно принятым поправкам, по своей потенциальной угрозе общественному порядку поставлены выше хулиганства, употребления наркотиков, распространения экстремистских материалов и других административных правонарушений. И даже признаны де-факто тяжелее некоторых уголовных преступлений.
В КоАП и УК есть специальные разделы, перечисляющие правонарушения и преступления, посягающие на общественный порядок. Принятые парламентом поправки также касаются этих посягательств. Штрафы — до 300 тыс. руб. (для граждан, а для юрлиц они еще выше). Другие нарушения из той же категории облагаются в десятки раз меньшими штрафами. За распитие алкогольных напитков и употребление наркотиков, мелкое хулиганство и распространение экстремистских материалов оштрафуют на 1–1,5 тыс. руб. Общественная опасность уголовных преступлений выше, но вандализм и побои, например, обойдутся преступнику дешевле проступков на митингах — до 40 тыс. рублей.
При всем при этом, определения понятия «общественный порядок» в законах нет.
Студенты-юристы, прежде чем стать судьями, прокурорами, следователями, адвокатами и полицейскими, понятие «общественный порядок» усваивают из учебников. Все опрошенные «МН» эксперты именно так и объяснили: это некая совокупность социальных и правовых норм поведения в обществе, которая позволяет ему существовать слаженно и устойчиво.
Все, что нарушает общественный порядок, перечислено в законах, и этого достаточно, считает профессор Института государства и права РАН Инга Михайловская. «Формализовать все невозможно, и хотя некоторые правонарушения содержат в себе оценочные понятия, судья в итоге в состоянии определить все самостоятельно — исходя из своего внутреннего убеждения и сложившейся практики», — сказала она.
Источники «МН» в судах это подтвердили. «В каждом случае нарушение общественного порядка определяется по-разному. Например, если в парке гуляют люди — это нормально и разрешено. А если в этот парк приходит компания, пьют, матерятся при детях — то это уже нарушение общественного порядка, хотя в законе нигде не сказано, что материться нельзя», — сказал наш собеседник.
В МВД, где есть специальное управление по охране общественного порядка, также подтверждают: нормативного определения этого порядка не существует. «Это очень динамичная область правоотношений, она постоянно дорабатывается. Определение общественному порядку могут дать только преподаватели в вузах», — объяснил источник «МН» в полицейском ведомстве.
Однако любая неопределенность может породить нежелательные для демократического общества последствия, в том числе и необоснованное привлечение к ответственности. Такого мнения придерживается адвокат Михаил Бурмистров, в свое время 20 лет проработавший в прокуратуре. Отсутствие законодательного определения общественного порядка — это пробел права, считает он. «С точки зрения права, несомненно, нужно дать определение общественному порядку, — сказал «МН» адвокат. — В законе не может быть понятий, которые не имеют точного определения, иначе их можно толковать в угоду тому или иному человеку, исходя из его понимания. Инженерные решения выверены законами физики, и в обществе все должно регулироваться так называемым инструментарием права. Тогда право и ответит на вопрос, что такое общественный порядок».
Теория и практика беспорядка
Все материалы сюжета
Протесты. LIVE
В российском законе нет определения понятия «общественный порядок». Но санкции за его нарушение жестче некоторых уголовных преступлений
Наверх