20428
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22752
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12068
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3805
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8095
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6704
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4039
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2974
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12045
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9500
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7488
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7919
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5294
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4049
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3144
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3069
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4017
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2862
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2879
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4383
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3814
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2683
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2307
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4357
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4343
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2860
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2921
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3353
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3125
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2969
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3172
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5573
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4065
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3703
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3128
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
14:35 11/12/2012 Виктория Мусвик 0 151

Робин Хессман: Это фильм про поколение обычных советских детей

Режиссер документального фильма «Моя перестройка» — о России, эволюции и интеллигенции

Fred R. Conrad/New York Times

Работа над «Моей перестройкой» началась в 2004 г. Количество усилий, вложенных Робин в эту картину о нашей стране, изумляет. О том, почему ей было важным снять документальный фильм о последнем поколении советских школьников, мы беседуем с ней в одном московском кафе. Робин приходит на встречу с маленькой дочкой и мужем — и я погружаюсь в теплую и мягкую атмосферу этой семьи. Теперь понятно, почему к ней так располагаются люди, не стесняющиеся в ее присутствии рассказывать на камеру свои личные истории! Мы беседуем на русском: языке, который Хессман знает в совершенстве.

«Если бы Бельгия была нашим врагом, я бы сейчас говорила по-фламандски»

— Я слышала, вы увлеклись нашей страной еще в детстве. Почему? Ваши родители интересовались СССР?

— Нет, и они очень переживали, когда я захотела выписывать журнал «Советский Союз». Родители смеются: если бы Бельгия была нашим врагом, я бы сейчас говорила по-фламандски. Может быть, в этом и есть доля правды — во мне был какой-то протест против происходящего. Когда тебе 7 лет, и тебе говорят, что есть огромная страна, которая хочет уничтожить всю планету своими ядерными бомбами, в это невозможно поверить! Ведь там же тоже живут дети, как я, у них тоже есть бабушки и дедушки.

Я думаю, в какой-то момент все дети начинают понимать, что их жизнь такая, потому что они живут там, где родились. И очень любопытно — какой бы я была, если бы выросла, скажем, в Китае? Или в Южной Африке, в Чили, в Канаде? Насколько другой была бы моя жизнь? И конечно, страна, которая наиболее от нас отличалась — это Советский Союз. Все мое детство нам говорили о вас как о враге, первые видеоигры и кинофильмы имели этот образ врага. Но я не могла поверить, что в такой большой стране все люди ужасны, хотела больше о ней узнать. Поэтому я и стала выписывать журнал. А потом уже увлеклась: у России такие история, культура, литература, музыка! Сначала я читала русскую литературу на английском, а потом выучила язык.

— Мы с вами ровесницы. Но класса с пятого мы уже много слышали про «новое мышление», про «детей-посланцев мира», про Катю Лычеву. Я тоже, конечно, помню истерию про атомные бомбы, но это как-то быстро ушло. Получается, что в Америке чуть дольше сохранился образ России как врага?

— Я смогла выбрать предмет «Русская история и литература» в старшей школе. Тогда, конечно, все уже изменилось. Когда я была в 12 классе, рухнула Берлинская стена. И я очень захотела сюда приехать, причем на первом же курсе университета, а не на стажировку на третьем, как у нас принято. И приехала! В 1991 году, когда мне было 18 лет. Уже тогда это был не чисто интеллектуальный интерес. У меня были новые друзья, у меня была своя новая жизнь тут. Но приехав на один семестр учиться русскому языку, я не могла предсказать, что я потом буду жить в Москве столько лет, работать здесь на телевидении. Так сложилось, что я потом вернулась, поступила во ВГИК. Затем мне дали работу продюсера, хотя мне было 22 года, и я не совсем понимала, что такое «продюсер». А потом задумала фильм о России.

Вдруг все, к чему ты готовился, больше не существует! И нет примеров, за которыми ты можешь идти, нет Старшего брата

Почему он называется «Моя перестройка»?

— Я долго мучилась с названием. Мне не хотелось, чтобы прозвучало громко и пафосно — «российское поколение». Не хотелось обобщений, потому что это частные истории очень разных людей. Конечно, я понимала и то, что Москва — это не Россия, даже думала включить в название «город Москва». Но в конце концов я придумала заголовок «Моя перестройка», и он мне очень нравится: сразу понятно, что это фильм про личный опыт, а не рассуждения абстрактных экспертов. И слово «перестройка», конечно, тут значит не только период с 1986 года до 1991, но то, как они сами перестроились, как изменились за свою жизнь, во время событий последних 20 лет.

А почему именно они? Эти люди были вашими друзьями?

— Нет, не были. Но это почти мое поколение: они лет на 5-6 старше меня. Изначально идея фильма была в том, чтобы показать поколение, бывшее еще обычными советскими детьми. То есть в их детстве и намека не было на то, что что-нибудь когда-нибудь изменится. Они успели побыть комсомольцами, были студентами во время перестройки. Мне было интересным именно то, что они были на грани взрослой жизни, уже в сознательном возрасте, закончили институт, а потом Союз распался. Вдруг все, к чему ты готовился, больше не существует! И нет примеров, за которыми ты можешь идти, нет Старшего брата. Вообще нет ничего уже известного, все только начинается на твоих глазах. В общем, я сначала искала людей 1965-75 годов рождения, но потом все-таки решила, что мне интереснее в этом промежутке те, кто чуть старше. И я очень хотела снимать одноклассников, чтобы у них было общее прошлое.

Можно ли сказать, что ваш фильм обращен к интеллигенции? Или, может быть, даже к ее верхушке? Все-таки 57-я — это особенная московская школа. Я, например, не могу себя до конца соотнести с этими людьми — у меня была школа попроще.

— 57-я получилась совершенно случайно! Для меня были главными герои. Если честно, я была разочарована, когда узнала, что это необычная школа, что она была «школой года» в Москве, что она очень известна. Просто я искала героев месяцев 15-16, пока не познакомилась наконец-то с Борисом Меерсоном и его женой. И оба они работали в 57-й. А мне очень хотелось знать мнение именно учителя истории этого поколения. Ведь они учат сегодняшнее поколение детей, родившееся уже после распада СССР, и одновременно представляют изменения в, так сказать, «нарративе истории». При этом Боря и Люба сами изучали, конечно, совсем другой вариант истории в детстве, а потом в педагогическом институте учились как раз, когда все архивы открывались, когда отменили экзамен по истории. То есть они попали на очень интересное время. Но я не знала, когда мы разговаривали, пойдет ли это в фильм: я просто делала исследование для себя. А потом я познакомилась с их одноклассниками. Учились они не в 57-й, а кажется, в 83-й — я не совсем уверена, школы же меняли номер.

«Мне было важным, чтобы не было «голоса за кадром»

Так к кому же обращен ваш фильм?

— Я все-таки очень надеюсь, что это фильм для всех. Для самых разных людей. Когда я его начинала, я ничего не знала о России и думала, что хочу сделать картину для западного зрителя. Но постепенно поняла: нет, хочу, чтобы его интересно было смотреть моим друзьям в России! И это изменило многое. Мне стало важным включить музыку, архивные материалы хронологически, по ходу фильма. И я поняла, что делаю это только для тех, кто поймет. Потому что западные зрители очень хорошо относятся к «Моей перестройке», но есть очень много ощущений, которые до них так и не доходят. Фильм понравился и эмигрантам из бывших республик СССР, они показывали его детям. Я получала очень красивые письма: люди говорили, что я спасла их отношения с мужем или бойфрендом. Русская девушка и американский мальчик или японская девушка и русский парень. Они каких-то вещей не понимали, а мой фильм смотрели вместе, и это улучшило их отношения.

…Каждый из героев противоречит друг другу. И это правильно. Так и в жизни!

Вам действительно удалось воспроизвести наши эмоции, чувства, причем и уже забытые ощущения. Может быть, конечно, у нас сейчас тоже особенное время: подъем гражданской активности, начинают всплывать воспоминания и о перестройке, о переменах. И фильм очень удачно на все это ложится.

— Понимаете, можно сказать, что я вообще очень сентиментальный человек. Когда я приехала сюда в 18 лет, мои друзья здесь стали чуть-чуть скучать по детству. Я очень много слышала об их играх, какие книги они читали, какие мультики смотрели. И я попыталась это как-то почувствовать, хотя я ни не проживала это сама. И я надеюсь, мне удалось это ухватить. Я хотела, чтобы зрители и на западе почувствовали, как будто они как будто побывали здесь, познакомились хорошо и близко с несколькими людьми, сидели за столом и пили с героями чай. Чтобы они просто понимали, насколько все это непросто, что нельзя делать обобщения о том, что русский человек считает вот так или русские относятся к изменениям вот так.

Мои герои — настолько щедрые люди! Они открыли мне свои жизни, свои истории, свое прошлое. Никто из них не мечтал сниматься в фильме, но они пошли мне навстречу, они мне помогали. И они тоже говорят, что без повода не стали бы вот так сидеть и размышлять. Жизнь идет быстро, просто не успеваешь остановиться, подумать. И к тому же просто много времени прошло. В 1995 невозможно было об этом всем разговаривать. Люди не успевали проводить время в раздумьях — просто жили.

Вы видели наш фильм «Рожденные в СССР»?

— Да, видела. Знаете, я еще хочу добавить: мне было важным, чтобы не было «голоса за кадром», который бы рассказывал «в Советском Союзе было то-то и то-то». Я не люблю такие вещи. Я не считаю, что есть какая-то одна правда, а дикторский голос всегда создает такое ощущение. В моем фильме я пытаюсь показывать, как это было для каждого конкретного человека. Есть один момент, когда каждый из героев противоречит друг другу. И это правильно. Так и в жизни!

У меня не было ощущения, что я должна дать понять одной фразой: о России надо думать только так. Я не могла рассказать одну историю, из которой можно вывести одно заключение. Я хотела, чтобы было 10 историй, 10 разных заключений. И мне больше всего хотелось показать, что есть двойственные чувства. Что это сложно, что нельзя все это четко и ясно описать ни для страны, ни для поколения и даже для одного человека. Даже внутри могут быть глубоко конфликтные чувства и эмоции.

Первомайская демонстрация в Москве в 1977 году, кадр из фильма Робин Хессман «Моя перестройка»

По фильму создается ощущение, что вы очень долго занимались исследовательской работой. Много ли времени на нее ушло?

— Фильм делался почти 6 лет. Я очень хорошо помню дату: я начала работать над ним 1 сентября 2004 года — писать грантовые заявки, искать деньги, чтобы вернуться, стала приезжать сюда. Я сидела в архивах, искала 8-миллиметровые пленки.

Кстати о домашних хрониках. По ним тоже слегка создается ощущение элитарности, так как в тот момент кинокамеры были очень у немногих.

— Дело не в элитарности. Это было удивительным везением! Мне изначально было очень важным сопоставить домашние хроники с официальными кадрами. Я понимала, что у очень маленького количества людей были камеры, но все-таки эти кадры есть — и они показывают самые истинные, искренние и настоящие образы прошлого, которые могут быть. Потому что это снято без задней мысли: люди хотели только зафиксировать какой-то момент для памяти одной семьи. Это настолько чисто, красиво и непосредственно! 

Если России нет в новостях, не могу сказать, что американцы особенно много о ней думают

А повезло мне в том, что папа Бориса, как оказалось, увлекался киносъемкой. Он был инженером, но это было его самым любимым хобби. Он даже на 16-мм иногда снимал, у него был какой-то друг на киностудии. Это не то, что у каждого в их классе была кинокамера, просто папа Бори снимал всех одноклассников. Когда я только начинала делать фильм, я думала, что соберу пленку, где будут просто «представители поколения», разные дети. И это там тоже есть, конечно. Но то, что есть те же герои в детстве — это очень сильно, огромное везение!

«Дело Pussy Riot сильно шокирует обычного американца»

А есть ли сейчас какой-то интерес к России, к бывшим советским республикам в Америке? Или он совсем ушел после перестройки?

— Сейчас я у мужа спрошу его мнение, я же необъективна, слишком сильно интересуюсь Россией. Он говорит, что снова возникла волна интереса, когда было дело Pussy Riot и закон Магнитского, но честно говоря, очень мало внимания к повседневной жизни. В случае же с Pussy Riot было огромное внимание и у людей, которые совершенно не связаны с Россией. Отчасти потому, что это настолько шокирует — то, что может быть 2 года в тюрьме, это так несправедливо.

Многих здесь это тоже шокирует. Молодые девушки, в наручниках, рядом охрана с собаками, 2 года колонии. А коррупционеры, которые кажутся виноватыми гораздо сильнее, даже на судебных процессах не в наручниках и не с собаками. Ужасные ощущения.

— Я думаю, обычного американца это сильно шокирует. Но если России нет в новостях, не могу сказать, что люди особенно много о ней думают. Молодое поколение, на самом деле, сейчас больше изучает китайский или арабский, чем русский. Я часто езжу по университетам и разговариваю со студентами: на исторических факультетах и на факультетах русского языка и литературы не то, что было раньше. Конечно, среди людей, которые интересуются Россией, есть поддержка, есть интерес, они очень сильные.

Я вот сижу и думаю: получается, вы в Америке были с детства «в оппозиции», сопротивляясь навязыванию вам «образ врага». А окружающие меня люди здесь, в России тоже сейчас сопротивляются желанию поделить мир на черное и белое, вернуться в СССР.

— Да. Конечно, в 1991 году никто не мог предсказать, что здесь именно так дальше будет все развиваться.

Это большое разочарование. В фигуре Ельцина, за которого тогда многие стояли горой. А сейчас получается, что Горбачев оказался самым приличным человеком. Потому что сам ушел, Ельцин не был «преемником», были честные выборы.

— Я об этом очень много думаю. Особенно когда оказываюсь на Дворцовой площади или вижу кадры хроники. Думаю, что вот этим детям по 17 лет — и они считают, что впереди все будет отлично.

Мне было как раз 17 лет, я шла 21 августа 1991 года в демонстрации по Новому Арбату. И казалось, что вот она новая жизнь, честная, достойная.

— Я себя на Дворцовой площади помню, потому что я тогда была в Ленинграде. И ведь мы действительно были без тени сомнения, что вот теперь все будет просто хорошо. Хотя, мне кажется, шестидесятники, которые уже прожили оттепель и возврат обратно, были более готовы, что все не будет легко.

Кстати, «Московские новости» были в перестройку газетой перемен, газетой интеллигенции. А в Америке есть что-то параллельное понятию «интеллигенция»? 

— Есть!

А есть ли неприятное чувство, что у интеллигенции многовато снобизма, ощущения, что народ какой-то не такой?

— Вот это очень интересно! Потому что очень похоже. У нас тоже в стране очень серьезное разделение — наверное, вы слышали, «blue state» и «red state». Есть интеллектуальная и анти-интеллектуальная волна. И каждая сторона не может поверить, что другие считают так, как они считают. Во время выборов, конечно, это острее проявилось. И это страшно. Я слушаю по нашему общественному радио передачу «This American Life» («Эта американская жизнь») — и там рассказывают, например, о сестрах, которые не могут разговаривать друг с другом из-за убеждений. Но это не только про выборы. Вопрос больше о философии отношения к человеку и гражданину, как вообще общество должно работать. И я тоже иногда, признаться, ловлю себя на том, что мечтаю, чтобы мы разделились на две страны. Чтобы они жили, как хотят, и мы, как хотим. Но это невозможно.

Я слышала, что вы до сих пор не отдали долги за фильм. Как вас поддержать?

— Можно заказать фильм через мой веб-сайт myperestroika.com, там есть международная доставка. С амазона мне практически ничего не отчисляется.

У нас здесь не очень, мне кажется, пока понимают идею «независимого кино» — какие это усилия, расходы. Вы так сильно вложились в этот фильм. Это было так важно?

— Да. Потому что именно эта картина — про то, что если бы мне было 80 лет, а я бы ее не сделала, я бы сильно пожалела. Для меня именно эта история была очень важной!