Спектакль «Московские процессы» — инсценировка судебных заседаний по скандальным выставкам «Осторожно, религия!», «Запретное искусство» и по делу панк-группы «Pussy Riot». Спектакли не имеют конкретного сценария и по большей части представляют собой импровизацию. В качестве подсудимых, обвинителей, адвокатов и экспертов выступают журналисты, артисты и общественные деятели. Каждый сам составляет текст своего выступления в импровизированном суде. По окончанию представления присяжные выносят вердикт, который никому не известен заранее.
В постановке воскресного спектакля были задействованы участница панк-группы «Pussy Riot» Екатерина Самуцевич, журналист Максим Шевченко, режиссёр Михаил Калужский, юрист и профессор Высшей школы экономики Анита Соболева и другие люди с активной общественной позицией. Журналистка телеканала «Дождь» Ольга Шакина выступила в роли судьи. В зале присутствовали множество журналистов зарубежных изданий.
Постановка продолжалась в Сахаровском центре три дня, 1, 2 и 3 марта, однако проверить у режиссёра визу ФМС решило именно в воскресенье. Не все в порядке с документами оказалось у самих проверяющих. Директор Центра Сергей Лукашевский рассказал «Московским новостям», что удостоверение показал только один из сотрудников ФМС, а в протоколе Сахаровский центр был назван неправильно.
Члены президентского совета по правам человека Анита Соболева и Максим Шевченко, занятые в проекте, связались с главой Совета Михаилом Федотовым, а он — с главой ФМС Константином Ромодановским. Подключился к ситуации и уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. В результате сотрудники ФМС сообщили, что не имеют претензий к Центру и уехали, но вскоре появилась казачья дружина.
«— Ты сучками их назвал, — настаивал Шевченко. — А для меня они кто? — парировал Дьяконов»
Казаки, по словам одной из зрительниц спектакля Юлии Говер, громко стучали в дверь и требовали пустить их в зал. Пятерых в итоге пустили, а остальные остались на улице. Они топтались у входа в Сахаровский Центр и отказывались общаться с прессой. В перерыве к людям в папахах вышел журналист Максим Шевченко — он в постановке представлял сторону обвинения. Между журналистом и лидером казаков Николаем Дьяконовым завязался диалог.
— Казаки, православные люди, я хочу вам объяснить, что происходит! Здесь присутствуют журналисты, эксперты, как православные, так и неправославные. Это публичная дискуссия, в этом пространстве спокойно выступают с обеими позициями. Если бы вы присутствовали в зале все три дня, вы бы увидели, что ваши опасения вы можете абсолютно спокойно оставить: здесь никакого кощунства нет, даю вам в этом слово — сказал Шевченко казаку.
— А вам не кажется, что сам процесс похабен? — возмутился Дьяконов. — Максим, мы вам заявляем, что для нас они так и останутся тем же бешенным клитором, и зачем еще раз поднимать эту тему, муссировать ее в присутствии иностранных журналистов! Наше пожелание – чтобы об этих сучках навсегда забыли!
— Вы можете про них забыть, но кроме вас есть еще другие люди, — не сдавался Шевченко.
— А причем здесь иностранные журналисты?! Они опять будут грязью обливать Россию за своим бугром? – кипятился Дьяконов.
— Николай, вот ты сам сейчас в эфире матом ругаешься. Журналисты будут говорить, что казаки в эфире матерятся.
— Браты, я сейчас ругался матом?
— Да не-ет! — дружно откликнулись остальные казаки.
— Ты сучками их назвал, — настаивал Шевченко.
— А для меня они кто? — парировал Дьяконов. — Мой прадед погиб, защищая Москву! Эти бабы плясали на могиле моего предка!
— Надо было раньше выразить свою позицию. Здесь выступал Дмитрий Энтео, здесь выражена позиция православного человека, вам не о чем беспокоиться, — подытожил Шевченко, и казаки разошлись.
«Московским новостям» Николай Дьяконов сообщил, что казаки узнали про спектакль из интернета, и теперь намерены «дождаться вердикта». Очевидно, они имели в виду вердикт присяжных, который должны были вынести к концу инсценированного процесса. Но конца казаки не дождались: пятеро, что прошли в зал, посмотрели часть спектакля и затем ушли, не высказав никаких суждений о происходящем.
Если где-то говорят про «Pussy Riot», то они должны прийти и что-то отстоять
«Они, как это обычно бывает с православной активной общественностью, просто отреагировали на название: если где-то говорят про «Pussy Riot», то они должны прийти и что-то отстоять, — прокомментировал приход казаков Сергей Лукашевский. — К сожалению, нельзя ничего сделать, чтобы предотвратить такие ситуации». Директор центра уверен, что приход ФМС и казаков взаимосвязаны, но кто стал инициатором визита, предполагать не стал.
Режиссер Мило Рау сказал журналистам, что стоит на стороне «подсудимых» в «Московских процессах»: «Я художник и выступаю за свободу самовыражения и искусства, но я понимаю, что данная проблема очень глубока, она рождена из непонимания. Конфликт растет все больше и больше, но сейчас настал момент, когда нам надо остановиться и спокойно обсудить проблему».
Позже вечером появились официальные комментарии Федеральной миграционной службы. Заместитель главы ФМС РФ Сергей Калюжный заявил, что Мило Рау приехал в Россию по деловой визе, которая «не предполагает занятий какой-либо трудовой деятельностью», а глава ФМС Константин Ромодановский посоветовал режиссеру не нарушать закон.
А спектакль в Сахаровском центре благополучно закончился. Все три дня в зале работала съемочная группа, которая планирует сделать видео инсталляцию и документальный фильм по «Московским процессам». Покажут ли их в Москве — пока не известно.