Сразу после пасхальных праздников Владимирский арбитражный суд приступил к рассмотрению дела об изъятии костных останков святых Евфимия и Евфросиньи у «суздальского раскола». Встретив Пасху с раскольниками, корреспондент «МН» отправился на суд.
— Мощи — это объект культа, — говорит защитник, — поэтому они не могут являться предметом разбирательства в арбитражном суде. Вот в некоторых странах объектом культа может быть животное. Вы бы стали, ваша честь, судить дело, если б сюда корову привели?
— Корову? Нет, — подумав, отвечает судья.
Мама архиепископа Федора служила киномехаником. Поэтому архиепископ Федор, когда еще не был архиепископом, а был пионером из станицы Отрадной Вовкой Гинеевским, смотрел кино бесплатно. И нравился ему фильм под названием «Праздник святого Йоргена». Очень веселый фильм. Немой. Там попы дурят людей, а потом жулики дурят попов.
— Очень жизненное кино, — говорит архиепископ, — прямо как у нас здеся, в Суздале.
Здесь, в Суздале, все непросто. Лет двадцать назад в миру слух прошел: Суздаль захватили раскольники. Под ними — храмы, монастыри, святыни. Это было время, когда вслед за большой страной стало разваливаться все — от промышленности до нравственности. Русская православная церковь не была исключением. По всей стране от РПЦ откалывались приходы — и примыкали к раскольникам. Вот уже сто приходов у них, вот уже четыре монастыря. Куда? Зачем? В чем смысл раскола? Главный мотив раскольников: РПЦ запятнала себя сотрудничеством с советской властью и чекистами. Поэтому от РПЦ нужно дистанцироваться, создать чистую, незапятнанную церковь. Позиция раскольников совпадала с позицией РЦПЗ — эмигрантской церкви. И раскольники прильнули к эмигрантскому лону. Стали частью РПЦЗ. Для Московского патриархата это было ударом. Создалась мощная альтернативная церковь. С приходами по всему миру. С финансированием из-заграницы. С этим надо было что-то делать.
— Все началось в 2000 году, — говорит архиепископ Федор. — Партия и правительство сделали ставку на РПЦ. Они плоды одного дерева, питаются одними соками.
В двухтысячном году началась спецоперация по воссоединению церквей — московской и зарубежной. Тогдашний глава зарубежной церкви митрополит Виталий воссоединяться с московскими не желал. Его похищали из скита, вывозили из Канады в американскую клинику, где пытались признать невменяемым, заставляли писать отречение. Это был настоящий детектив. В конце концов желавшие воссоединиться победили, и в 2005 году тогдашний президент России Владимир Путин, будучи в Нью-Йорке, поздравил святых отцов.
А что же раскольники? Не дожидаясь победы объединившихся, они создали автономную церковь — РПЦАЗ. И сразу началась спецоперация по ликвидации раскола. Сперва — журналистские расследования в московских газетах про суздальского митрополита-педофила Валентина. Потом — суд. Но, видно, время было упущено, суд принял во внимание возраст содомита — седьмой десяток все-таки. Да еще диабет, сердце. Короче, обвинения сняли. Но принялись за храмы. Которые были переданы церкви на заре перестройки.
— Суд за судом, — говорит архиепископ Федор, — здеся конвейер был настоящий. Все храмы поотнимали. Один остался. Самый маленький. Не заметили его. Храм Новомучеников. Мы там владыку Валентина и схоронили. Он 16 января умер. Когда разрешение получали, ну, чтоб похоронить, дама говорит: что ж это получается, у вас еще один храм остался? Ага, остался. Мы его сами строили. Его не отберешь. Хотя почему не отберешь? Сейчас политика очень жесткая.
Все отъятые храмы Росимущество передало РПЦ.
Сразу после смерти митрополита пришла новая повестка в суд. Теперь речь идет об отъеме мощей святых Евфимия и Евфросиньи. Евфросинья татаро-монгольское иго напророчила. А Евфимий — и вовсе главный суздальский святой. Чудотворец. Его мощам сам князь Пожарский приезжал молиться, прежде чем на поляков идти. И победил. А суздальские раскольники молятся-молятся — и ничего.
Митрополита еще схоронить не успели — пришли полицейские. Для осмотра мощей. А мощи в сундучках лежат в домовом храме, в епархиальном управлении. Справа Евфросинья, слева Евфимий. Резные такие сундучки, с амбарными замками. Открыли, пересчитали. Позвонки, ребра, полчерепа. Не досчитались. Говорят, должно быть 87 фрагментов. Злые языки утверждают, что суздальские раскольники часть костей на святой Афон увезли. Часть в Америку продали.
— А кто ж знает, сколько там фрагментов должно быть, — разводит руками архиепископ Федор. — Мы, когда мощи получили, они в ящике были. Владыка их в тряпочку положил и ниткой зашил — собственноручно. Нам опись никто не давал.
В 1918 году декретом Советского государства все церковные ценности вместе с мощами святых перешли в собственность государства. В 1920 году Наркомюст РСФСР уточнил, что ценность для государства представляют не сами мощи, а золотые и серебряные ковчеги, в которых мощи хранятся. Поэтому кости надлежало вытряхнуть, а ковчеги продать, чтобы на вырученные деньги оказать помощь голодающим Поволжья. В 1996 году вышел новый закон о музейном фонде. В нем нет слова «мощи», зато есть слова про «религиозные ценности».
— Так мощи имеют государственную ценность или народную? — вопрошает защитник.
— Государственную, — утверждает истец и приводит аргумент: в судебных документах святая Евфросинья значатся как объект «НВ 13441/113», святой Евфимий — объект «НВ 13442/157».
— Смотришь на все на это, — говорит архиепископ Федор, — ну чистое кино!
Очередное заседания суда по отъему святых мощей у РПАЦ состоится 17 мая
Что такое РПАЦ
Русская православная автономная церковь (РПАЦ) — одна из религиозных организаций неканонического православия русской традиции; не имеет общения с Московской патриархией. Рассматривает себя в качестве законного наследника исторической Православной Российской Церкви. В Московском патриархате имеет обозначение «Суздальский раскол».
Первоиерарх РПАЦ — архиепископ Суздальский и Владимирский Феодор (Гинеевский).
Основанием для возникновения РПАЦ было принятое 15 мая 1990 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) «Положение о свободных приходах» в пределах СССР.
К началу 2009 года юрисдикции РПАЦ принадлежало более 90 приходов в России, Болгарии, Белоруссии, Греции, США и других странах, а также Суздальское духовное училище.
К 2010 году у РПАЦ было изъято в пользу государства без малого 20 церквей в Суздале и окрестностях. Представитель Росимущества заявил, что здания стали разрушаться несмотря на то, что на реставрацию перечислялись крупные суммы из-за рубежа. Однако следует отметить, что в начале девяностых годов РПАЦ получила их от государства в состоянии руин. Суздальские храмы, изъятые у РПАЦ, переданы Русской православной церкви.