Дабы обновить имидж церкви, всегда считавшейся консервативным институтом, о. Всеволод готов привлечь к сотрудничеству «всех, в том числе и Марата Гельмана».
Демонстрируя свою терпимость к новым формам искусства, протоиерей Всеволод Чаплин заметил: некоторые акции, к которым имел отношение известный арт-коллекционер и основатель галереи своего имени Марат Гельман, «были на грани кощунства». «Но я все-таки кощунством их не считаю», - подчеркнул о. Всеволод, добавив, что «искусство – это неоднозначная область», и посему он и хочет пригласить в свой арт-центр известного галериста. «Готов пригласить его, послушать, возможно, он предложит какие-то творческие проекты», - сказал «МН» отец Всеволод.
Сам Гельман (который сейчас возглавляет Пермский музей современного искусства РERMM), комментируя неожиданную инициативе иерарха церкви, ранее не замеченного в интересе к современному искусству, подтвердил, что разговор между ним и о. Всеволодом действительно имел место. Церковь и художники должны уметь понимать друг друга, полагает Гельман, и приводит в пример католиков, для которых выставка в храме – не экзотика.
«Мы давно развиваем такую идею», - пояснил «МН» о. Всеволод. Он сообщил, что намерен оборудовать в храме св. Николая на Трех горах, настоятелем которого является, концертно-выставочное пространство - благо помещение, «где можно будет поставить сцену», имеется. Идея учредить центр современного искусства при Никольской церкви возникла после того, как с приходом храма начал сотрудничать клуб «АртЭриа», недавно изгнанный из Центрального дома работников искусств,
Всеволод Чаплин - первый, кто вступился за «АртЭриа», заметила в беседе с корреспондентом «МН» арт-директор клуба Нина Кибрик. «В сентябре клуб в ЦДРИ был насильственно закрыт, против нашей воли и желания, потому что там произошла смена власти, случился практически рейдерский захват здания дирекцией ЦДРИ», - подчеркнула Кибрик. По ее словам, конфликт с Домом работников искусств, в который вовлечено и Москомимущество, продолжается – клуб судится с ЦДРИ по поводу незаконных увольнений. Отец Всеволод (который незнаком с руководством клуба «АртЭриа», и более того, ни разу там не бывал) узнал о проблемах от кого-то из музыкантов, выступавших на этой площадке, и первым написал письмо в столичную мэрию в защиту клуба. «При первой встрече о. Всеволод пообещал открыть при храме культурный центр, который может стать для нас прибежищем», - рассказывает арт-директор клуба «АртЭриа». «Прибежище» - реставрируемое сейчас подвальное помещение Никольской церкви, площадью 200 кв. м, с большими колоннами и арочными сводами. «Подвал больше похож на палаты XVII века», - замечает Кибрик, по словам которой уже сейчас есть возможность проводить там мероприятия клуба.
Клуб «АртЭриа» был основан в 2004 году режиссером, актером, писателем, поэтом, руководителем ансамбля «Каникулы Гегеля» Александром Строевым и его единомышленниками как театрально-концертно-художественная площадка. Среди постоянных участников клуба музыкант и фольклорист Сергей Старостин, организатор музыкальных фестивалей и движений Владимир Кожекин, певицы Мила Кикина, Умка, Елена Фролова, группа «Кимбата», художники Александр Корноухов, Катя Медведева и другие.
Всеволод Чаплин подчеркивает, что, при всем стремлении к открытости, в храме будут следить за тем, чтобы деятели искусств не входили в противоречие с православным вероучением и нормами христианской нравственности.
«Какой центр может создать о. Всеволод, я не знаю, но отношусь к этой идее, в целом, положительно, - сказал «МН» художник Гор Чахал, который в 2010 г. был куратором экспозиции «Двоесловие/Диалог» - первой выставки актуального искусства в действующем православном храме Москвы. - Центров современного искусства должно быть больше – например, я сотрудничаю с католическим центром искусств в австрийском Граце. Пусть будет и центр о. Всеволода Чаплина».
По словам художника, можно было привлечь «людей формата о. Павла Великанова (секретаря ученого совета Московской духовной академии – «МН»), кого-то из богословской среды». При этом, по мнению Чахала, обсуждать подобную тему на фоне «совершенно необоснованного» уголовного преследования участниц группы Pussy Riot (которую также иногда относят к современному перформанс-арту) кажется неуместным и политически ангажированным.
Бывший заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи Андрей Ерофеев, выступавший одним из организаторов скандальной выставки «Запретное искусство-2006» (напомним, что дело о возбуждении религиозной розни, по которому проходили Ерофеев и экс-директор музея Сахарова Юрий Самодуров, закончилось осуждением по 282-й статье УК) сказал «МН», что «связь современного искусства и религии желательна». Он отметил, что современное искусство использует в основном социальную и политическую проблематику, но полный отрыв актуального искусства от духовных исканий, религиозного переживания рождения и смерти человека ослабляет его.
Правда при этом искусствовед считает, что Всеволод Чаплин – «последний человек, который должен этим заниматься». «Если «чиновник» православной церкви будет создавать центр современного искусства, то получится пародия. Руководство РПЦ консервативно и в современном искусстве не продвинуто», - полагает Андрей Ерофеев. По его мнению, воссоединить искусство и религию удастся лишь когда появятся частные храмы, и просвещенные меценаты пригласят к сотрудничеству современных художников, скульпторов и музыкантов.
К слову, Марат Гельман может оказаться среди таких «просвещенных меценатов». Вчера он уже выступил со встречным предложением к священнослужителю. «Гельман организует при арт-центре храм и пригласит туда Чаплина», - записал вчера галерист в своем микроблоге в Twitter.