— По данным Рособрнадзора, 77 % работ, за которые региональные экзаменационные комиссии поставили от 80 до 100 баллов, и попавших под выборочную перепроверку федеральными методическими предметными комиссиями, были оценены с нарушениями. Сколько работ уже проверила ваша комиссия?
— Проверка еще идет, поэтому я бы не хотел что-то комментировать до ее окончания. Конкретные числа вам могут назвать в Рособрнадзоре. Может быть, будет меньше, может — больше.
— На круглом столе, посвященном ЕГЭ, на прошлой неделе вы приводили данные, что подсказками из интернета смогли воспользоваться 6-8% выпускников…
— Я говорил, что верхняя оценка возможного использования подсказок — 6-8%. Статистика может показывать аномалии, которые могут быть связаны с разными причинами, поэтому я не могу утверждать, что столько ребят списали работы. В то же время, в этом году действительно наблюдаются статистические аномалии, которые свидетельствуют о том, что именно столько ребят, возможно, получили лучший результат, чем заслужили. Но эта аномалия не ушла в сторону высоких баллов — эти 6-8% сосредоточены в области баллов ниже 65, не существенных для вузов с реальным конкурсом.
— Как сообщает «Коммерсантъ», в Ингушетии 13% высокобалльных работ оказались выполнены с нарушениями…
— Я не готов комментировать эту информацию, не знаю, откуда ее берут СМИ — точно не от меня. Если по результатам перепроверки не совпали какие-то баллы, то 13% — это очень хороший процент (но я не говорю, что так было на самом деле). Вопрос в том, насколько они не совпали. А так, если посадить двух разных проверяющих, и их оценки совпадут в 87% случаев — это очень неплохое совпадение. Но вообще, в Ингушетии в этом году не было ни одной стобалльной работы.
Стобалльник ЕГЭ — это выпускник, который помимо неплохого знания предмета умеет выполнять очень много действий безошибочно. Гений наберет, скорее, 90 баллов — где-нибудь да ошибется
— Насколько трудно честно сдать ЕГЭ по математике на сто баллов, по-вашему? Сложнее или проще стал экзамен в этом году, по сравнению с предыдущими?
— Написать ЕГЭ по математике на сто баллов реально, хотя естественно, это не массовая оценка. В 2010-м году из экзамена убрали часть «А» — там, где нужно было просто выбрать ответ, и он стал более приближен к традициям нашей школы и потребностям вузов. В прошлом году в него также были включены задания по теории вероятности, изучение которой последние 10 лет вводится в школе. Кроме того, была увеличена доля заданий по стереометрии, так что постепенно экзамен начинает охватывать весь школьный курс математики, и его формирование уже практически завершено.
Иван Ященко глава федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по математике
— Откуда вообще берутся выпускники, которые пишут ЕГЭ по математике на сто баллов?
— Здесь надо в первую очередь отметить, что стобалльник и победитель олимпиады — немного разные люди. На ЕГЭ требуется абсолютно безошибочно решить большинство заданий. А на олимпиаде — придумать красивую идею решений более сложных заданий, но в меньшем числе. Так что стобалльник ЕГЭ — это выпускник, который помимо неплохого знания предмета умеет выполнять очень много действий безошибочно. Гений наберет, скорее, 90 баллов — где-нибудь да ошибется.
В прошлом году в самой знаменитой математической школе России — 239-й школе Санкт-Петербурга — не было ни одного стобалльника. А в позапрошлом и в этом — у них такие выпускники есть. При этом победителей олимпиад, в том числе, международных, в этой школе более чем достаточно. К слову, сейчас у победителей и призеров олимпиад чуть меньше мотивации выкладываться на полную на ЕГЭ (учитывая, что поступить можно по результатам олимпиад – «МН»). Но с другой стороны, многие все равно уже привыкли работать — если решаешь задачу, надо ее решать без ошибок.
Люди начинают понимать – если тебе нарисовали пятерку, четверку, даже тройку в пятом классе, и ты что-то недоучил, к 11-му это надо будет повторить, иначе на ЕГЭ это скажется
— На круглом столе вы также рассказывали, что одну из достаточно простых задач многие выпускники не решили…
— Да, это была задача В1 про таблетки, разработанная на основе инструкции к лекарству. Больше 20% учеников ее не решили. Конечно, это вызывает беспокойство, но что еще хуже — многие верно написали показательное уравнение, но задачу решить все равно не смогли. Это показывает, что у нас есть некий перекос в акцентах математического образования в школе. И так не только в математике, но и в других предметах — в ущерб реальному пониманию идет натаскивание на решение каких-то алгоритмов конкретных задач. Все подставляют формулы вместо того, чтобы думать. Но сейчас, по крайней мере, люди начинают понимать – если тебе нарисовали пятерку, четверку, даже тройку в пятом классе, и ты что-то недоучил, к 11-му это надо будет повторить, иначе на ЕГЭ это скажется.
— Как избежать утечек ответов по ЕГЭ в интернет, по-вашему? Поможет ли создание банка открытых заданий?
— Открытый банк ЕГЭ я очень поддерживаю. Математики в этом смысле в первых рядах – мы уже сделали открытый банк всей части «В», но чтобы сделать открытым весь экзамен по всем предметам, необходимо менять всю нормативную базу, а это нельзя сделать быстро. Два года назад было введено правило, что что после первого сентября все, что касается содержания экзамена, менять нельзя – дети должны за год точно знать, что будет на экзамене. Так что какие-то организационные меры, я надеюсь, в следующем году введут, а вот все остальное будет разработано и введено еще через год.
— Учителя говорят, что это можно было бы сделать быстрее – если бы разработка заданий не оставалась монополией федеральных комиссий…
— На самом деле, Федеральный институт педагогических измерений и так регулярно объявляет конкурсы, все желающие могут принять участие в разработке материалов. Например, сейчас идет конкурс по химии. И точно также до этого было по математике. При этом комиссии работают в разных часовых поясах, так что люди, разрабатывающие наиболее сложные задачи, во-первых, не знают, какие именно из них пойдут в итоговые варианты, во-вторых – будут ли они использоваться в их часовом поясе и т.д. Предварительное формирование банка заданий проходит через максимально широкие обсуждения.