Галина Смирнова, кандидат филологических наук, доцент кафедры германских языков факультета иностранных языков и журналистики Международного института бизнес-образования
— Аспирантура стала для меня последней возможностью бесплатно учиться в настоящем вузе «с историей». Из-за ситуации в стране в 90-х после окончания школы мне пришлось получать высшее образование в родном городе, но через два года после окончания вуза я поступила СПбГУ в заочную аспирантуру.
Однако я до сих пор не знаю, как отвечать на вопрос «зачем ты получила ученую степень?». В том-то и дело, что у меня не было задачи ее получить. Я просто хотела заниматься тем, что мне нравилось: выступать на конференциях, проводить исследования. В реальной жизни степень дает немного: буквы «к.ф.н.» перед фамилией в расписании и что-то около 6 тыс. руб. ежемесячно. Буквы для меня значения не имеют; деньги лишними не бывают, но только ради них я бы не смогла четыре года учиться и работать в режиме нон-стоп.
Гораздо больше для «реальной взрослой жизни» мне дал сам процесс обучения. Благодаря этому я знаю, что настоящая наука делается людьми, про людей и для людей».
Андрей Щербович, аспирант кафедры конституционного и муниципального права национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
— Ответ на вопрос, зачем мне это, довольно прост: я занимаюсь наукой, научной деятельностью, а аспирантура и кандидатская степень — это своего рода пропуск в научную среду, в научное сообщество, если можно так сказать. Именно поэтому я поступил в аспирантуру, уже три года преподаю на кафедре и собираюсь продолжать, это предполагает в том числе публикацию монографий, статей, участие в конференциях и т.д.
За обладание степенью полагается надбавка (главным образом, за публикации), но она незначительна, главный стимул в другом — в числе прочего и в том, что публиковаться в научных изданиях, имея ученую степень, проще.
Александр Бовдунов, аспирант кафедры социологии международных отношений социологического факультета МГУ
— Мое решение базировалось в первую очередь на стремлении поспособствовать развитию отечественной науки, внести свой вклад в исследования в области политологии, социологии, международных отношений. Тот вид научной деятельности, который интересовал меня в студенческие годы, предопределил и выбор аспирантуры как некоего подготовительного этапа к занятию собственно серьезной научной деятельностью. Сейчас обладание кандидатской или докторской степенью особых возможностей перед человеком не открывает. Важен скорее сам процесс научной работы, в который человек втягивается в аспирантуре.
Александра Прокофьева, закончила аспирантуру истфака МГУ, в данный момент дописывает кандидатскую диссертацию по теме «Внутрисемейные отношения Москвы XVIII в.: стратегии поведения и мир чувств», специалист 1-й категории Российского государственного архива древних актов (РГАДА)
— Основной мотив поступления в аспирантуру — самореализация себя в науке и дальнейшая поддержка отечественной научной сферы. Но получение степени для меня не более чем механизм институционального обустройства. Все-таки без нее я не смогу ни преподавать в вузе, ни идти дальше. Это некое закрепление маленьких побед. Но ни в коем случае не статусная ценность. Научный мир, как и любая другая общественная структура, иерархичен. Двигаясь по этой социальной лестнице, ты делаешь себя более заметным и убедительным. Хотя, конечно, это вторично. Первичны — твои реальные заслуги перед наукой.
Илья Шмелев, бизнес-тренер, мастер и тренер НЛП, магистр психологии, соискатель ученой степени кандидата наук на факультете психологии НИУ «Высшая школа экономики»
— Как ни пафосно это прозвучит, мое решение было продиктовано большой любовью к тому делу, которым я занимаюсь. Видно, какой есть потенциал в психологической науке, сколько сфер еще не изучено, какие направления еще не разработаны, поэтому хочется все это «ухватить» и «высветить».
Мотивы у людей разные. Я разговаривал со многими людьми, кто ради чего защищается. Для кого-то это интерес, который выливается в форму научной работы, — некая возможность сочетать приятное с полезным (так это было и в моем случае). Для кого-то это, безусловно, статус, для кого-то возможность остаться преподавать в университете. Сама по себе «корочка» не стоит стольких сил и времени. У меня очень много друзей — кандидатов наук, но не могу сказать, что обладание ученой степенью как-то котируется вне научной среды. Увы, это не так».
Григорий Колюцкий, к.ф.-м.н. (2010 год, мехмат МГУ), научный сотрудник ИППИ им. А.А. Харкевича РАН
— В математике степень кандидата наук — это инициация, экзамен сообществу на способность сделать работу, чей уровень достаточен для будущего самостоятельного ученого. После защиты кандидатской диссертации математик лишь приступает к самостоятельному занятию наукой. В большинстве случаев. Сам я хотел заниматься наукой после получения высшего образования, а потому вариант не поступать в аспирантуру даже не рассматривался.