Первокурсник Московского Государственного Университета геодезии и картографии Вячеслав Андреев так описывает предыдущие три года своей жизни:«До 9 класса декабря мы учимся ради знаний, а начиная с января 9 класса, мы готовимся к ГИА. В 10-11 классе мы становимся роботами, и нас готовят к ЕГЭ. И как-то раз учитель открывает журнал и говорит: на самом деле у нас тема урока не разбор задания A1, а – «написание делового письма».
Шанс получать знания и навыки, а не отрабатывать задания из сборника заданий ЕГЭ, выдается, если повезло со школой и учителем, который придерживается принципов Марины Полисар, заслуженного учителя России из школы № 1252 им. Сервантеса. «Честно говоря, когда ввели ЕГЭ, я вообще ничего не изменила в своих подходах к образованию, — говорит Полисар. — Я преподаю уже 39-й год испанский язык. Единственную задачу, которую я перед собой поставила – психологически подготовить ребят к новой форме экзамена. И более ничего. Я их учила мыслить и раньше. Это вообще кредо школы, визитная карточка. Преподавая испанский язык, я старалась научить на языке ребят думать, размышлять, делать это глубоко, делать это умно и делать это красиво – я имею в виду лексическое и грамматическое оформление речи. И была уверена, если они будут уметь это делать, то им, в общем-то, не страшен никакой экзамен. Моя профессиональная задача – чтобы ученики наши не обращались к репетитору. И родителям я сразу сказала: за весь год я не упомяну слова ГИА и ЕГЭ»
Однако многие школьники видят в подготовке к ЕГЭ лишь повод для систематизации полученной информации, как, например Бэлла Блинкова, студентка 3 курса: «Да, я училась в экстернате, да я готовилась с репетиторами — готовилась непосредственно к ЕГЭ. Но именно в процессе этой подготовки все мои знания систематизировались. Я до сих пор могу ответить на вопросы по тем предметам, которые я сдавала. Я сдавала 5 ЕГЭ. И даже математику, которую я, гуманитарий плохо знаю, получила 52 балла по ней, но все, что выучила, у меня осталось в голове»
Подростки идут к репетиторам, потому что школа не дает индивидуальной подготовки, — считает основатель компании «Ваш репетитор» Сергей Кузнецов. По его данным, от 50 до 70% столичных школьников обращаются к репетиторам, причем по нескольким предметам:«К любому экзамену нужно специально готовиться. Натаскивание существует при подготовке к любому экзамену, это специфика самого экзамена, а не конкретно ЕГЭ. А ЕГЭ, если сравнивать с другими экзаменами, гораздо лучше. Самая главная причина, она очевидна, что отличает репетиторство от уроков в школе – это индивидуальный подход. В школе ты всегда занимаешься в классе и по программе. В школе учитель не может учить персонально тебя. И это отличие - оно и делает репетиторов необходимыми везде. Есть ЕГЭ, нет ЕГЭ, репетиторы всегда будут нужны, потому что это индивидуальный преподаватель. К примеру, во Франции населения примерно в два раза меньше, чем в России, а при этом спрос на репетиторов в два раза выше».
О том, что не вся суть обучения в 10-11 классах сводится к поступлению в вуз, напомнил учитель истории гимназии № 1543 Алексей Кузнецов: «Если родитель считает, что для него главное, чтобы ребенок вырос разносторонне образованным человеком с определенными нравственными принципами, наверное, можно пожертвовать особо престижным вузом и готовиться к поступлению в вуз, так сказать, средней степени престижности, но зато отдать ребенка в школу, где больше работают над климатом, работают над межличностными отношениями, над общей культурой, которая не проверяется никаким экзаменом».