Алексей Этманов, председатель межрегинального профсоюза работников автомобильной промышленности:
- Наш профсоюз растет неуклонно, мы уже объединяем 20 независимых первичных организаций из автомобильной промышленности и металлургического сектора. Два года назад их было всего четыре. Чаще всего люди приходят из-за того, что менеджеры и собственники всех мастей не соблюдают трудовое законодательство. До судов дело доходит редко, у нас очень хорошая юридическая служба, может и без суда убедить. Люди начали понимать, что надо организовываться, чтобы отстаивать свое место под солнцем. Сегодня условия на работе могут быть хорошие, а завтра поменяется собственник и начнется беспредел. Нужно быть к этому готовым.
Я однажды общался со своим коллегой, американцем. Он получает 40 баксов в час и все равно постоянно твердит о борьбе. Когда я спросил у него, зачем ему нужна эта борьба, когда и так все хорошо, он мне ответил: «Леша, все, что у нас сейчас есть, заработано нашими дедами и отцами. Стоит нам на секунду ослабить хватку, все это отнимут».
Нельзя быть зависимым от работодателя, нужно иметь чувство собственного достоинства и бороться за свои права. Когда мы это поймем, у нас будет нормальное демократическое государство.
Американское профсоюзное движение началось в 30-х годах прошлого века. Люди на пулеметы шли, отстаивая свои интересы. Первая забастовка на GM проходила с одним единственным требованием – дать право профсоюзу вести коллективные переговоры. В России все еще жив совковый подход. Я – начальник, ты – говно. Профсоюзы на большинстве предприятий отстаивают интересы владельцев, а не рабочих. А когда рабочие создают собственные независимые профсоюзы, на них пытаются давить. Из пулеметов не стреляют, но могут подбросить чего-нибудь. Вот недавно задержали Дмитрия Быстрова, лидера профсоюза ЗАО «Тендер» (структура торговой сети «Магнит»). Нашли в его машине пакет с патронами. На этом предприятии очень не хотели, чтобы у них появился независимый профсоюз.
Первого мая наша конфедерация будет в Москве, но пойдет митинговать на площадь 1905 года. Мы приглашаем туда все действительно независимые профсоюзы.
Александр Захаркин, председатель сургутского профсоюза «Профсвобода»:
- У нас на Сургутнефтегазе официальный профсоюз - карманный. Ни разу не было, чтобы он на суде выступал в пользу работника. Ну, мы и решили сделать свою, независимую организацию. Можете набрать наш сайт в интернете, там, в разделе новости – одни судебные решения. Постоянно судимся. То с РЖД, то с Сургутнефтегазом, то с Лукойлом. Три раза ездили учиться в СПБГУ, на юрфак. Сам я недавно в Германии стажировку проходил, был на настоящей забастовке. Таких боевых, как немецкие профсоюзы, вообще не бывает - на ходу подметки рвут. Немцы мне прямо сказали: на стратегических предприятиях, как наше, забастовки делать нельзя - только людям хуже сделаете. Остается судиться. Так и поступаем, суды у нас – через день на ремень.
Вот недавно трудное дело было. Есть такая станция Когалым – логово Лукойла. Там начались сокращения. Замначальника этой станции - хороший мужик, три рационализаторских предложения имеет и грамоту от главы РЖД. У них там на станции порядки феодальные - они по выходным работают, а по документам вроде как отдыхают. Замначальника этот и начальница его завели между собой порядок – по очереди отгул в выходной брать. И вот как-то приходит к этому мужику начальница его и говорит: иди, мол, отдыхай, твоя очередь. Тот отдохнул, вернулся и выясняется, что она ему прогул поставила. До свидания, рационализатор, уволен. Мы подали заявление в суд, затребовали кучу документов, рылись в них как блохи… И в итоге выиграли дело. РЖД подали касацию, но правда все равно за нами осталась – восстановили этого мужика.
Вообще люди грамотнее стали, сознание появилось. Но давление на актив профсоюза – чудовищное. Только за последний год несколько судов было по восстановлению на работе наших ребят. Любыми способами пытаются заткнуть активистов.
На пропутинское шествие 1 мая мы, конечно, не пойдем. Туда ходят карманные шмаковские ребята. Это не профсоюзы, а одно название.
Олег Бабич, руководитель юридической службы федерального профсоюза авиадиспетчеров России:
- Недавно мы помогли авиадиспетчеру из Якутии. Он более 30 лет проработал в гражданской авиации, при увольнении на пенсию получил право на единовременную выплату в размере шести средних заработков. Работодатель ему отказал. Работник пришел к нам, мы обратились в суд и выиграли дело. В итоге работник получил компенсацию - 900 тысяч рублей.
Такие истории случаются довольно часто. Как правило, работодатель цепляется за любую возможность сэкономить. Если суды не помогают, надо как-то бороться. К сожалению, в нашей отрасли запрещены забастовки. Приходится устраивать разные акции, в том числе голодовки. В 2010 году в голодовке диспетчеров участвовали 50 структурных подразделений по всей стране. Работодатель вынужден был пойти на переговоры и частично наши требования выполнил.
Вообще, в России на многих предприятиях по-прежнему действуют официальные, ручные профсоюзы. Они выступают в интересах собственников, а не рабочих. Это наследство от Советского Союза. Но в последние годы набирает силу и независимое профсоюзное движение. Прежде всего, в автомобильной отрасли. У всех на слуху успехи профсоюзов на заводах «Форд», «Фольксваген», АвтоВАЗ. Достаточно успешно действуют профсоюзы работников в торговых сетях «Леруа Мерлен», «Ашан», «Метро», X5 Retail Group. Причем, в сфере обслуживания работники испытывают наиболее жесткий прессинг со стороны работодателя. Это традиция сектора. Профессии продавца или грузчика не требуют высокой квалификации, а за воротами - длинная очередь соискателей. Неугодных заменяют без особых проблем и потерь. Отстаивать права работников в этом секторе значительно тяжелее, чем, скажем, в авиации. В последние годы люди активнее идут в профсоюзы. Это связано с ростом экономики, открытием новых предприятий.
1 мая на официальный профсоюзный митинг мы не пойдем, с правящей партией не ходим.