От списка профессий до «карты возможностей»
Более 2500 российских и зарубежных экспертов полтора года анализировали 19 наиболее перспективных секторов экономики, перечень самых нужных профессий был сделан для каждого из них. Так, во всем мире сейчас развиваются биотехнологии — это рождает спрос на биоинженеров: специалистов на стыке биологии, медицины и информатики. Еще три года назад никто не думал о том, что онлайн-платформы получат такое развитие — сейчас на курсах Coursera и edX учится более 10 тыс. студентов по всему миру, и координаторы этих платформ в ближайшие пять лет будут очень востребованы. А вот лекторы, которые читают обычные курсы стоя за кафедрой, должны постепенно начать уходить.
«Даже бактерии становятся конкурентами специалистов в будущем», — указал руководитель Центра образовательных разработок «Сколково» Денис Конанчук на презентации атласа в ИТАР-ТАСС 17 февраля. По его словам, это связано с развитием производства биокомпозитных материалов. «В декабре я был в Корейском университете биотехнологий, там есть уже целые лаборатории, которые выращивают колонии бактерий, чтобы производить биотопливо», — поделился эксперт. В то же время такая профессия как турагент «умрет» к 2020 году — уже сейчас большинство людей для организации поездки куда-либо пользуются специальными сайтами.
Молодой человек должен думать, не какую профессию он выберет, а какой стиль жизни
Представленные списки еще будут дополняться. Так, в числе перспективных отраслей есть «индустрия детских товаров», в ней пока лишь четыре профессии: архитектор трансмедийных продуктов, управленец детским R&D (помогает детям самим придумывать для себя новые товары и адаптирует их идеи для производства), эксперт по «образу будущего» ребенка и специалист по детской психологической безопасности. «Мы работаем над 16 профессиями, просто первые четыре мы решили показать как наиболее проработанные и яркие. Но это не исчерпывающая картина, и классификатор еще предстоит разработать», — пояснил руководитель департамента проектов и практик направления «Молодые профессионалы» АСИ Владимир Солодов. По его словам, АСИ планирует сделать это уже к октябрю.
Система профориентации в будущем должна измениться: абитуриентам не следует жестко привязывать себя к одной специальности. Как уточнил Конанчук, «задача атласа — показать всю карту возможностей», «молодой человек должен думать, не какую профессию он выберет, а какой стиль жизни». Эра офисных будней с девяти до шести при этом уходит в прошлое: самые востребованные специалисты будут не приходить на работу, а сами создавать рабочие места вокруг себя.
Где будет применяться атлас
Воспользоваться атласом абитуриенты этого года могут уже сейчас: доработанный проект выложен на сайте АСИ. До марта планируется создать отдельный сайт, где после выбора определенного направления школьник получит рекомендации, как строить свою образовательную траекторию в течение 15 лет, — в каком вузе учиться, какие онлайн-курсы взять дополнительно и где проходить стажировки. К каждой отрасли в атласе прикладывается список вузов и компаний, которые уже заявили о том, что им нужны названные экспертами специалисты.
Параллельно с атласом эксперты «Сколково» и АСИ разрабатывали стратегии развития отдельных отраслей. «В атласе представлен общий перечень профессий, а мы с ними доходили до конкретных компетенций», — рассказал «МН» Конанчук об опыте работы с Объединенной авиационной корпорацией. По его словам, сначала руководители ОАК — «порядка ста человек» — обсуждали необходимые профессионалам в авиастроении компетенции с экспертами, затем встречались с ректорами авиационных вузов России. В число этих вузов вошли три самых известных — Московский авиационный институт, Казанский, Самарский, а также десять вузов, расположенных в городах, где есть площадки для проведения научных исследований. Предполагается, что на их базе абитуриент сможет получить фундамент для работы по определенным в авиастроении «профессиям будущего».
АСИ планирует начать использовать данные атласа для определения контрольных цифр приема в вузы в некоторых пилотных регионах России
Переход к подготовке таких специалистов пока упирается в привычные методы госполитики. Существующие механизмы — профстандарты, определение контрольных цифр приема в вузы, — по мнению экспертов, являются слишком инерционными. По словам представителя АСИ, чтобы ввести новые профессии в той же индустрии детских товаров, в органах госвласти приходится сталкиваться с трудностями «и формального содержания, и экспертного уровня». «Эти механизмы не приспособлены к тому, чтобы что-то новое было принято на нормативном уровне», — указал Солодов.
АСИ планирует начать использовать данные атласа для определения контрольных цифр приема в вузы в некоторых пилотных регионах России. Первым таким регионом станет Дальневосточный федеральный округ — по словам Солодова, принципиальное согласие Минвостока по этому поводу уже получено. «Не надо понимать это так, что мы возьмем атлас и распределим по нему контрольные цифры приема, но какие-то тенденции могут быть учтены», — пояснил «МН» представитель АСИ. Методология составления атласа будет использована еще в четырех странах — в рамках совместного проекта школы «Сколково» и Международной организации труда. «Мы будем работать не с 19 секторами, а с двумя-тремя, запланирована поездка в Армению, Вьетнам, Киргизию и Таджикистан», — сообщил Конанчук.
Какие навыки нужны специалистам будущего
Помимо прогноза по профессиям авторы атласа также сделали обзор навыков, без которых специалистам будущего не обойтись. По словам представителя «Сколково», для этого использовалась информация из профилей топ-менеджеров в специальных социальных сетях. «Мы проанализировали профили 2 тыс. руководителей ведущих международных корпораций в Linkedin, оказалось, что кросс-культурная коммуникация входит в топ-5 у всех менеджеров», — пояснил Конанчук.
Кто будет учить этим навыкам и новым профессиям, пока остается вопросом. Для переподготовки учителей и профессуры можно использовать те же курсы Coursera и edX, считают в «Сколково». «Это неплохой ход, потому что общие компетенции — системное мышление, мультикультурность, управление проектами и программами — все это есть в свободном доступе на платформах типа Coursera», — указал Конанчук. «Это позволит нам сделать переобучение более дешевым и быстрым», — уверен эксперт. По мнению представителей АСИ, переподготовка кадров возможна также в рамках программы «Глобальное образование», которая будет запущена в этом году.