Баграт Степанян двукратный чемпион мира по скульптуре изо льда
О себе
Первую скульптуру я сделал еще в детстве. Родители как-то купили сыр в красном воске-оболочке — продавался тогда такой. Я ободрал этот воск и сделал из него подобие скульптуры. После этого пошло-поехало — художественная школа, колледж, Строгановский университет.
Честно говоря, быть скульптором я не собирался. Поступал на факультет живописи, потому что хотел стать иллюстратором, но не прошел по баллам. Зато меня взяли на факультет скульптуры. Так все и началось.
На первом курсе состоялось мое знакомство со льдом. Пригласили поучаствовать в конкурсе. Я занял первое место. После этого стали приглашать на разные проекты. Сначала ездил по России: Ханты-Мансийск, Сургут, Якутск. Потом начал выбираться и за границу — в Европу, Канаду и Америку. Участвовал в различных конкурсах, занимал призовые места.
Со временем захотелось сделать что-то свое. В 2008 году мы с моим другом и коллегой Павлом Мыльниковым основали компанию ArtBliss. Думали продвигать в России скульптуры из песка, но вскоре занялись и льдом.
Уличные проекты существовали довольно давно, но у нас была идея создать в «Сокольниках» музей изо льда, где даже летом можно попасть в зимнюю сказку. На данный момент он не функционирует, но мы планируем его восстановить. Сейчас это сделать не получится, но к следующей зиме, 2015 года, надеемся успеть.
Где посмотреть на работу скульпторов
Парк «Сокольники», эстрада «Березки»
(495) 644-50-90
Стоимость билетов: 300 руб. (стандартный), 200 руб. (льготный)
О скульптурах и инструментах
Для скульптуры может использоваться натуральный или искусственный лед. Искусственный обходится дорого, его цена зависит от размеров. В Европе, например, делают огромные глыбы (2×1,5×1 м). Не скажу точно, сколько они стоят, но очень дорого. К тому же такие куски весят тонны — поднимать их приходится с помощью специальной техники, а это тоже недешевое удовольствие.
В России для создания искусственного льда возможностей нет. У нас используют стандартные куски (100×50×25 см). Стоит такой «кирпичик» около 4 тыс. руб. Не так дорого, как в Европе, но тоже немало. Поэтому часто используется не искусственный лед, а натуральный. Он выпиливается из водоемов. Обычно мы это делаем сами. Покупаем готовые глыбы только в том случае, если сами выпилить не успеваем. Занятие это не очень приятное. Приходится работать по колено в воде, и есть риск провалиться под лед.
Полученные куски бывают разных размеров. Из них по имеющимся эскизам складывается общая форма. А потом, как говорил великий скульптор Микеланджело, «берем и отсекаем все лишнее» с помощью электро- или бензопилы. Это у нас первый и даже, можно сказать, основной инструмент. С ее помощью отпиливаются большие куски и скульптуре придается грубая форма, силуэт.
Дальше в ход идут стамески. Ими придаем скульптуре окончательную форму. А потом уже природа берет свое, все это обдувается ветерком и становится таким прозрачным. Когда лед немножко подтаял, он делается похожим на стекло — получается очень красиво.
О трудностях
Самая большая трудность при создании ледяной скульптуры — погодные условия. Если слишком тепло (ноль или плюсовая температура), лед начинает таять и ты весь становишься мокрым. Работать с ним неприятно: стамеска вязнет. Да и готовые скульптуры от этого страдают, приходится их реставрировать и ждать мороза.
Слишком низкая температура — тоже плохо. У меня был интересный опыт. В Ханты-Мансийске работали при минус 49 градусах. Были болезненные ощущения: обмораживались кончики носов и пальцы.
Кроме того, чем ниже температура, тем тверже лед. В мороз, если пытаешься его распилить бензопилой, летят такие искры, словно пилишь асфальт. Потом берешь стамеску, делаешь один рез и все — она тупится и приходится ее точить.
А еще лед при минус 49 не клеится. Обычно куски соединяются между собой водой, как кирпичи — цементом. Но в тот раз мороз оказался слишком сильным, и вода замерзала. А если в такой мороз куски склеивать водой комнатной температуры, лед может взорваться. Это опасно: осколки летят во все стороны, и могут случиться травмы, поэтому пришлось смешивать воду с водкой, чтобы склеить лед.
Вообще, ледяная скульптура — дело довольно рискованное. Приходится работать с опасными инструментами — бензопилами, острыми стамесками. Легко можно пораниться, да и со льдом бывают проблемы. Одна глыба весит не меньше 100 кг. Довольно часто ребята роняют такие куски себе на ноги. Со мной тоже случалось подобное, так что нужно быть очень осторожным.
Ледяная скульптура — это настоящее суровое мужское занятие. Хотя есть и женщины-скульпторы. Отважные девушки. Я очень уважительно к таким отношусь. Многие из них работают наравне с мужчинами.
Интересные факты о ледяных скульптурах
Идеальная температура для создания ледяной скульптуры — минус 5–10 градусов.
Минимальный вес одной глыбы льда — 100–120 кг.
Создание маленькой скульптуры занимает у профессионала от 30–40 мин. до часа, а большой (3–4 м в высоту) — до 3 дней.
Чтобы скреплять лед и забивать образующиеся щели, используется снег, смешанный с водой. Профессиональные скульпторы называют его шазью.
Стамески, применяемые в создании ледяных скульптур, отличаются от тех, которыми делают резьбу по дереву: они более крупные, делаются из другой стали и иначе затачиваются.
О том, как научиться делать скульптуры
Для того чтобы сделать ледяную скульптуру, необязательно иметь художественное образование. Если у человека есть видение, талант, какие-то способности, он может сделать красивую форму. Но высший пилотаж получится только у профессионала. С портретом новичок едва ли справится. Это, пожалуй, самое сложное, что делают изо льда. Так преломляются грани и играет свет, что отойдешь на метр назад или на 20 см в сторону и понимаешь, что получается совсем не похоже. Хотя до этого портрет казался очень удачным.
Лед — сам по себе красивый материал. Ему можно придать любую абстрактную форму, и он будет смотреться очень хорошо. Поэтому самостоятельно сделать скульптуру без каких-либо художественных навыков вполне возможно, хотя для первого раза лучше пригласить помощника. Школ, где обучают работе со льдом, нет, но работают мастер-классы. Мы регулярно проводим подобные мероприятия для детей и взрослых. Объясняем и показываем, как правильно делать скульптуры. У многих хорошо получается.
Когда у нас был ледяной музей, там работала школа на постоянной основе и мы в течение круглого года проводили обучение, которое стоило недорого. Надеюсь, что после того, как мы снова откроем музей, получится восстановить и школу.
Этой зимой мы, к сожалению, проводить мастер-классы не будем. Но все желающие могут прийти на нашу выставку «Планета leD». После Нового года появится возможность посмотреть на скульпторов, создающих новые произведения. Мне кажется, наблюдать за работой других тоже очень полезно для обучения.