— Как изменился подход к ведению бизнеса после нулевых?
— Люди, как и прежде, приходят в бизнес с разными задачами. Каждый предприниматель сам решает, что для него важно. Для кого-то единственная цель — прибыль любой ценой, и неважно, что он лишь посредник. Кто-то занимается бизнесом ради бизнеса, а кто-то мечтает прославиться на весь мир.
Есть предприниматели и другого склада, которые приходят в бизнес с идеей улучшить жизнь вокруг себя, решить какие-то социальные проблемы. И, что важно, в последнее время появляется все больше людей, которые не только могут и хотят получать быструю прибыль, но и заботятся о других, прежде всего задумываются о том, что будет окружать их самих и их детей через пять, десять, двадцать лет. Время быстрых денег в бизнесе уже прошло.
— По сути, любой бизнес приносит пользу обществу, так как руководитель платит налоги и организовывает рабочие места. О какой пользе в принципе можно говорить?
— Это спорно. Если в ходе своей деятельности ты засоряешь окружающую среду, производишь оружие или продукты, вредящие здоровью, то говорить о пользе бизнеса недопустимо, какие бы налоги ты ни платил и сколько бы рабочих мест ни создал.
— Но ведь есть запрос на оружие. И кто-то должен ответить на него предложением.
— Если говорить о спросе на яд, оружие, то никакого оправдания бизнесменам, работающим в этой сфере, быть не может. То же касается производства некачественной еды, лекарств и других продуктов или услуг, которые вредят здоровью людей. Важно, чтобы каждый из нас, в том числе и предприниматели, постоянно находился в диалоге со своей совестью. Человек должен нести ответственность за свои дела, а бизнес — за созданный им продукт.
Предложи своего кандидата
На сайте премии «Новая интеллигенция» продолжается прием заявок на участие. Каждый может выдвинуть своего кандидата или самого себя в одной из семи номинаций: «Город для людей», «Полезный бизнес», «Социальные проекты», «Культурная среда», «Поступок года», а также две специальные номинации — «Импорт добра» от редакции издания The Moscow News и «Жажда жизни» от радиостанции «Финам FM».
Номинантом может стать любой гражданин России старше 18 лет. Уровень образования, род деятельности и место проживания не имеют значения.
Премия вручается человеку за созидательную деятельность в 2013 году, которая приносит общественную пользу. Премия находится вне политики и религии.
— Насколько важно для бизнеса иметь общественную составляющую? Приносить пользу обществу?
— Любой здоровый бизнес делает жизнь людей удобнее и проще, бизнес — это реакция на происходящее вокруг. Своим бизнесом ты предлагаешь решение какой-то задачи, отвечаешь на запрос, предоставляешь решение. И чем удачнее это решение, тем эффективнее будет бизнес. Например, американская компания Tesla Motors занимается производством электромобилей, тем самым предлагает решение экологической ситуации, которая катастрофически ухудшается в крупных городах из-за выхлопных газов.
При построении бизнеса очень важно не только ориентироваться на личную выгоду, но и стремиться сделать что-то для других
— Пусть бизнес действительно полезен. Какие выгоды от этого получает предприниматель и бизнес?
— Полезный бизнес дает человеку право думать, что он не зря прожил жизнь. При построении бизнеса очень важно не только ориентироваться на личную выгоду, но и стремиться сделать что-то для других.
В то же время если ваш бизнес улучшает качество жизни других людей, то вам все время будет чем заняться, ведь все мы хотим жить лучше. Например, если вы помогаете сортировать и перерабатывать мусор, то и через пять лет ваше дело будет востребовано.
— Какие люди сегодня приходят в бизнес? Кто они — современные предприниматели?
— Если смотреть на авторов Planeta.ru, чьи проекты так или иначе касаются бизнеса, кажется, что все амбициозные молодые люди ищут себя в социальных, полезных проектах. Иных людей я встречаю на конференциях для молодых предпринимателей, куда меня часто приглашают в последнее время. Все эти молодые люди во весь голос кричат, что они предприниматели и готовы что-то делать, но что именно, пока не придумали. У них есть цель — стать успешным бизнесменом, получить статус и доход, но при этом ключевой идеи, на которой будет построен бизнес, нет. Они не понимают, как и почему их желания должны вписываться в окружающий мир, а это самое главное. Они идут в бизнес только от желания заработать, но не учитывают других факторов.
— Как изменились принципы построения бизнеса за последние годы?
— Благодаря интернету любой бизнес стало строить проще. Теперь необязательно ограничиваться поиском единомышленников в своем городе или стране. Удаленная работа позволяет объединить в одну команду специалистов из разных уголков страны или земного шара. Например, у меня есть знакомый иллюстратор, он работает в компании, специализирующейся на рисовании детских ладошек. В этом они лучшие — работают с мировыми брендами анимации. Благодаря cети на другой уровень вышла система распространения контента, стало проще донести продукт до аудитории. Как бы ни ругали Павла Дурова, но благодаря ему начинающие музыканты получили возможность донести свои первые треки до аудитории, стать заметными, поскольку люди активно делятся друг с другом хорошей музыкой.
Именно с интернетом связаны сейчас самые перспективные бизнес-идеи и проекты. Существует множество незанятых ниш, в которых можно сделать стартап, — здесь есть что предложить обществу.
— Как краудфандинг поменял механизмы функционирования бизнеса?
— Развитие интернета, соцсетей и платежных систем превратили в общем-то неновую идею народного или коллективного финансирования в глобальный феномен, который за последние четыре года завоевал мир. В 2012-м краудфандинговые порталы собрали 2,7 млрд долл. В Северной Америке объем сделок по сравнению с прошлым годом уже вырос на 105%, и, по оценкам журнала Forbes, объем денежных средств, привлеченных с помощью краудфандинга в 2013 году, составит 6 млрд долл. За год существования «Планеты» мы собрали свой первый миллион долларов, и это при том, что в июне 2012 года, когда мы запускали ресурс, почти никто не знал такого слова «краудфандинг». Краудфандинговые сервисы позволяют творческим людям, изобретателям, стартаперам и бизнесменам использовать сеть для продвижения и финансирования своих проектов вне зависимости от местонахождения и родного языка их создателя.
Сейчас в Америке все чаще серьезные инвесторы предлагают стартапам выходить сначала на краудфандинг, чтобы оценить спрос на продукт, понять, насколько команда готова работать над проектом. Многие проекты, прошедшие (даже неудачно) опыт краудфандинга, находят потом серьезных инвесторов.
— Как решиться на создание своего бизнеса?
— Сейчас модно не столько начинать свой бизнес, сколько говорить о том, что его надо начать! Но, по сути, то, чем ты занимаешься в данный момент времени, и есть твое дело. Нет ничего плохого в том, что ты участвуешь в чьем-то бизнесе. Упрекать людей, что они «работают на кого-то», нечестно. Это не соответствует сути вещей. Вы работаете не на кого-то, а с кем-то в одной команде. Никто не хуже и не лучше, просто у всех разные функции. Есть огромное количество людей, с которыми я бы мечтал поработать в одной команде. Даже жизни на это не хватит. Важно, что, работая в команде, кроме зарплаты вы получаете опыт и знания. И в какой-то момент, когда вы решите, что приобретенного опыта достаточно, а идея созрела, вы сможете заняться своим делом. Все в ваших руках.