Контраварийное или экстремальное
Многие считают, что контраварийное и экстремальное вождение — одно и то же. Это не так. Данные виды обучения нужны для разных целей.
Экстремальное вождение — это автомобильный спорт. Здесь учат достигать цели любой ценой. Гонщик должен стремиться оказаться на финише первым.
Навыки экстремального вождения также используются спецслужбами для выполнения важных заданий. Но для езды по обычным дорогам такая подготовка не очень нужна.
Цель контраварийного вождения — добраться до пункта назначения без каких-либо рисков, соблюдая правила. Для простого водителя этот вариант обучения больше подходит.
Как выбирать школу
Выбирая школу, нужно выяснить, сколько времени она существует и кто ее возглавляет. Узнайте, какие там работают преподаватели, есть ли у них образование, опыт и спортивные достижения. Посмотрите отзывы о работе школы в интернете. Важно, чтобы школа располагала большим автодромом или по крайней мере благоустроенной площадкой большого размера (800x100 м).
В школе обязательно должна быть учебная программа, включающая цель, содержание занятий (теоретических и практических), назначение и правила исполнения каждого практического упражнения, расписание занятий на каждый день и правила техники безопасности.
Тем, кто не хочет учиться на своем автомобиле, нужно заранее уточнить, есть ли у школы автопарк, который она готова предоставить ученикам.
Но если у вас полноприводной автомобиль, лучше учиться на нем. Дело в том, что у автомобилей различных производителей полный привод работает по-разному. И практическое обучение на каждой конкретной машине будет иметь свою специфику.
Куда пойти учиться
Учиться лучше в школах с опытными инструкторами и большим автодромом. Например, в одной из этих:
Центр обучения безопасному вождению АМК ФСО РФ
(499) 790-03-68
Зимний период обучения: от 40 000 руб. (задний привод), от 21 000 руб. (передний привод)
Гоночная академия Антона Захарова
(495) 798-90-59
Курс «Активная безопасность на зимней дороге» — от 16 000 руб.
Art of Drive
(495) 989-51-61
Базовый курс от 37 500 руб., курс «Активная подготовка» — от 12 000 руб.
Как проходит обучение
Обычно обучение состоит из теоретических и практических занятий. Сначала вам прочитают небольшую лекцию, в ходе которой рассмотрят различные дорожные ситуации. Затем вы отправитесь на автодром, где вам предстоит перейти к практике.
На практических занятиях инструктор не сидит с вами в машине, а общается по рации, отдавая короткие команды. Занимать частоту надолго нельзя, поэтому, если необходимо что-то обсудить, вас попросят остановиться. Сам инструктор садится за руль только в том случае, если необходимо еще раз что-то показать ученику.
Что дает обучение
Контраварийное вождение позволяет почувствовать уверенность в собственных силах, расширяет возможности управления автомобилем и дает дополнительные знания о том, на что способен автомобиль. Важное сочетание, которого не хватает многим водителям. Кроме того, контраварийное вождение дает такие необходимые навыки, как техника езды на скользкой дороге, знание психологических основ безопасного вождения, умение не создавать и избегать назревающих конфликтных ситуаций.
Подготовка не поможет избежать всех опасностей, подстерегающих вас на дорогах. Но умение адекватно реагировать в сложных ситуациях позволит свести риск к минимуму.
Особенности зимнего вождения
Зимой падает температура, сокращается светлое время суток. Резко ухудшается дорожное покрытие. В семь-восемь раз уменьшается коэффициент сцепления колес с дорогой, из-за чего увеличивается тормозной путь. Возрастает опасность не остановиться вовремя и во что-нибудь врезаться.
Кроме того, ухудшаются устойчивость (способность противостоять заносу, сносу передних, задних или всех четырех колес) и в некоторой степени управляемость автомобиля.
Часто обычный водитель, независимо от стажа, оказывается не готов к таким условиям. Вы не научитесь действовать в той или иной ситуации, пока в нее не попадете. А во время обучения в автошколе у вас будет возможность приобрести практические навыки с минимальными издержками. И в следующий раз, когда подобное случится уже не на автодроме, а на дороге, вы будете знать, как надо действовать.
Владислав Белов, ведущий специалист Центра обучения безопасному вождению Автомобильно-мотоциклетного клуба ФСО России
«Обычно к нам приходят учиться люди в возрасте от 20 до 50 лет. Среди них примерно 30% — женщины. За последние три года в нашем центре прошли подготовку более 700 человек. Среди них 60% профессионалов и 40% любителей.
Существует более 50 основных упражнений для проведения контраварийной подготовки зимой. Но все они решают одну задачу: развивают у водителей умение вовремя гасить занос задней оси, вовремя почувствовать снос передней оси, развивает умение правильно тормозить (не доводя колеса до блокировки), умение стабилизировать автомобиль при скольжении всех четырех колес.
Чтобы избежать проблем на дорогах, нужно учиться, учиться и учиться. Прежде всего постоянно анализировать любую дорожную-транспортную ситуацию с точки зрения ее опасности. После поездки думать, что за день было опасного и почему.
Сейчас езда на дороге — это не удовольствие, как было раньше, а тяжелая работа. Нельзя раздражаться по любому поводу. Помните, что каждый может ошибиться. Если хотите улучшить свою технику вождения, лучше всего записаться в хорошую, проверенную годами школу, где работают опытные инструкторы, где автодром оборудован уникальными устройствами для создания скользкого покрытия, динамической плитой заноса и внезапно появляющимися препятствиями.
Можно ли ездить вообще без проблем?
На 99% вопрос решится положительно, если вы не будете создавать сами себе проблем. Помните: никто не может подготовиться к критической ситуации на дороге в один момент. Поведение человека в такой ситуации определяется тем, что он делал регулярно в течение долгого времени, то есть насколько он был тренирован.
Так что тренируйтесь, ибо, чтобы ездит, надо ездить!»