Зрители на спектакли людей с инвалидностью решаются пойти нечасто — всем нам поначалу кажется, что жалость к актерам затмит даже положительное впечатление. О том, что можно увидеть в необычных театрах, если преодолеть страх и предубеждение, «Московским новостям» рассказали зрители и режиссеры спектаклей.
Театр простодушных
Театр, в котором играют только актеры с синдромом Дауна, создал в 1999 году режиссер Игорь Неупокоев. Театр вырос из любительской постановки «Дюймовочки», взяться за которую Неупокоева уговорили родители будущих актеров. Долгое время игрался только один спектакль — «Капитан Копейкин», главную роль в котором исполняет актер Сергей Макаров, лауреат фестиваля «Кинотавр». Сейчас в репертуаре театра уже четыре спектакля, которые играются на разных площадках. Ни государственного финансирования, ни собственного помещения у Театра простодушных до сих пор нет.
Ближайший спектакль:
25 февраля — премьера «А.С. Пушкин. Болдинские драмы» на сцене театра «Кураж»
Справки и заказ билетов по тел.: 8-916-293-95-36
Игорь Неупокоев, режиссер
«Преимущество артистов Театра простодушных по сравнению с обычными актерами в том, что они не притворяются. Они не обманывают зрителя, не хитрят, завораживают своей искренностью. По своей натуре наши артисты — взрослые дети, и это подкупает зрителя. Им попросту нельзя не верить. Наши актеры обладают некими возможностями заворожить, потрясти зрителя. В обычном театре такое редко можно увидеть.
У нас очень серьезный репертуар — мы играем Пушкина, Гоголя, Ремизова. И соединение простодушных артистов с очень глубоким художественным содержанием дает ощущение настоящего искусства».
Марина Глухова, сотрудник МЧС
«Про Театр простодушных я прочитала в журнале, и буквально через несколько дней подруга пригласила меня на спектакль. Я люблю театр и стараюсь посещать его хотя бы раз в месяц. И спектакль, и актеры произвели на меня большое впечатление. Хотя понятно же, что никто из них не обучался актерскому мастерству, а у некоторых даже проблемы с дикцией! Но какая-то очень позитивная энергетика исходит от этих людей. Ведь некоторым из них тяжело даже говорить, а они выходят на сцену. В программке почему-то было ограничение до 18 лет, а в зале были родители, которые держали своих маленьких детей на коленях, и я пожалела, что со мной не было моего сына-подростка. Это нужно показывать детям в том числе как пример преодоления своих болезней, своих комплексов и предрассудков. Я обязательно буду дальше следить за афишей и на следующий спектакль пойду вместе с сыном. Не думаю, что он останется равнодушным!»
СинематографЪ
Театр с неслышащими и слабослышащими актерами существует уже больше пяти лет. Основали его четверо однокурсников, выпускников актерского факультета специализированного института искусств. Кстати, ГСИИ — единственное в мире учебное заведение, где готовят профессиональных актеров с проблемами слуха. Сейчас двое актеров «СинематографЪ» уже прославились на всю страну, снявшись в фильме Сергея Лобана «Шапито-шоу». В репертуаре театра пять спектаклей, некоторые целиком состоят из танцевальных номеров, другие играются с параллельным озвучиванием. Своего помещения у театра пока нет.
Ближайшие спектакли:
22 февраля, 15 марта — «Пошли мне, Господь, второго»
7 марта — La Petit Cafe
Дом-музей В.С. Высоцкого
Нижний Таганский туп., д. 3
Илья Казанков, режиссер спектакля «Пошли мне, Господь, второго» по произведениям В. Высоцкого
«Театр «СинематографЪ» — уникальное явление. В нем нет спекуляции на тему «мы не такие», нет позы. Наоборот, ребята очень светлые и, как бы пафосно это ни звучало, настоящие. Зная проблемы театра изнутри (нет помещения, базы, каких-то финансовых вливаний), могу сказать, что ребята, каждый раз выходя на сцену, совершают поступок. Здесь нет самолюбия, скорее соратничество и вовлечение зрителя в действие. Азарт, энергия, желание поделиться тем, что волнует, и, может быть, получить ответ. На спектакли приходит немало народу. Ребята сами каждый раз собирают и разбирают декорации, таскают на себе костюмы и реквизит и т.д.
Сама манера подачи, способ актерской игры и взаимодействия с залом являются уникальными. Они, как матрешка, открывают новые и новые грани. Зритель включается, начинает чувствовать артистов, понимать их на некоем новом уровне. Посещение спектаклей театра «СинематографЪ» я бы назвал культурным опытом — это нужно увидеть, такие чувства сложно описать».
Анна Куликова, картограф
«При первом же посещении спектакля театра «СинематографЪ» (это был спектакль «Двойник») меня поразила невероятная простота происходящего. «А где взрывы? Вспышки света? Где всё?!» — думала я. Отсутствие мишуры, которая сейчас очень популярна, сначала ввело в недоумение, все казалось таким странно простым. Но уже через несколько минут я поняла, что здесь просто нет ничего лишнего. Именно это и покорило: удивительная простота, чистота и глубина мыслей, действий, жестов.
Большая часть впечатлений от спектаклей начинается со слов «я никогда не думала, что...». Переворачивающим все миропонимание оказалось открытие, что, оказывается, жестовый язык гораздо красноречивее любых слов. Думаю, жест ближе к душе, чем мы думаем, он даже весомее слов. Жестовая речь в исполнении театра «СинематографЪ» вопреки ожиданиям многих понятна всем, кто находится в зрительном зале. Все, кто находится на спектакле, ощущают искренность, идущую от актеров, которая обрушивает на публику целую лавину чувств. После одного спектакля хочется бежать по улице и просто любить всех и вся, во время другого хочется вбежать на сцену и защитить главного героя от обидчиков, во время третьего приходит мысль «так, нужно было брать с собой валерьянку». Такого диапазона образов и чувств, который показывает и дает почувствовать этот небольшой коллектив, я не встречала больше нигде. Кстати, именно под впечатлением от спектаклей театра «СинематографЪ» я решила изучать язык жестов, чтобы преподавать у слабослышащих детей».
Интегрированная театральная студия «Круг II»
В студии «Круг II», существующей уже более десяти лет, на равных занимаются обычные подростки, а также дети и взрослые с особенностями развития. Режиссер Андрей Афонин уже несколько лет организует фестиваль особых театров «Протеатр» и составляет их полный реестр. В прошлом году с помощью Культурного центра им. Гете Афониным и немецким режиссером Гердом Хартманом был поставлен спектакль «Отдаленная близость» с участием актеров студии.
Ближайший спектакль:
14 марта 20.00 — «Отдаленная близость» на сцене ЦДР А. Казанцева и М. Рощина
Ул. Беговая, д. 5
Андрей Афонин, режиссер
«Пойти в наш театр стоит человеку, интересующемуся современным экспериментальным театром. Спектакль «Отдаленная близость» по-своему наследует традиции современного западноевропейского театра. Мы ищем новое содержание и новые формы искусства, которые имеют отношение к восприятию, сознанию наших актеров. Это само по себе очень интересно, ведь человек с особенностями развития совершенно по-другому воспринимает мир и благодаря этому может открыть новые грани искусства.
Второй важный момент — это тот градус искренности и то желание, с которыми наши актеры выходят на подмостки. Они играют не за деньги, а чтобы поучаствовать в чуде творчества. В так называемом обычном театре этого трудно достичь — люди в основном думают о своих амбициях, деньгах, о том, как они выглядят.
Часто люди имеют предубеждения, они попросту боятся пойти в наш театр. На самом деле это удивительное заражающее зрелище, которое касается глубин каждого человека. Зритель через игру и видение мира человека с особенностями развития открывает в себе какие-то новые вещи, о которых он забыл себя спросить, а может, просто боялся. Он может понять про себя что-то новое, увидев такую искренность и неподдельность. Выступления людей с особенностями по-настоящему красивы и удивительны.
Более того, даже профессиональные актеры отмечают, что наш театр — это коллектив, содружество. У нас каждый уникален и поддерживает других, нет соперничества. Это удивительная особенность, что актер благодаря своим особенностям развития становится практически незаменимым и делает свой уникальный вклад в общее творчество».
Екатерина Фиалкова, лечебный педагог
«Спектакль «Отдаленная близость» полностью погружает тебя в процесс в отличие от традиционного театра. В этом спектакле настолько слаженный коллектив и так точно подобрана музыка, что ты не воспринимаешь себя как пассивного зрителя, наблюдающего за происходящим.
Спектакль сделан просто великолепно, и интересно, что из текстов, написанных людьми с особенностями развития, сделана красивая художественная вещь. Ведь, по сути, основные вопросы спектакля «кто я», «каково мое место в этом мире» актуальны для всех, вне зависимости от профессии или возраста. В этих текстах присутствует и простота, и наивность, и поиск себя, своего места в мире. По моим наблюдениям, люди, не занимающиеся лечебной педагогикой или сходными областями, получают даже больше удовольствия от спектакля».
Народный театр «Внутреннее зрение»
В театре при Всероссийском обществе слепых играют слабовидящие актеры, артистов, совсем потерявших зрение, пока нет. Театр существует уже несколько десятков лет и даже получил звание народного, однако ему постоянно не хватает финансирования. Чуть больше года назад пришел новый режиссер, и театр «Внутреннее зрение» постепенно стал возрождаться после творческого затишья. Пока в репертуаре есть только один спектакль, который исполняется раз в несколько месяцев.
Ближайший спектакль:
16 марта 15.00 — «Кольцо желаний» на большой сцене Культурно-спортивного реабилитационного комплекса Всероссийского общества слепых
Ул. Куусинена, д. 19-а
Тел.: (499) 943-27-01
Ирина Амосова, режиссер
«Заманить людей при обилии театров в Москве в театр специфический достаточно сложно. Люди могут прийти разве что из любопытства. В нашем театре уже несколько лет ничего нового не ставилось, и вот только недавно после перерыва мы выпустили спектакль «Кольцо желаний» по сказке Б. Шергина. Я делала этот спектакль с желанием несколько расширить нашу аудиторию — привлечь родителей с детьми, дать возможность взрослым погрузиться в детство, а детям рассказать о каких-то серьезных проблемах. Мы играем в большом зале на 650 мест и начинали с шести человек в зале, а на прошлый спектакль у нас была занята уже половина зала. В основном работает сарафанное радио, реклама дается, но ее совсем мало.
В спектаклях играют непрофессиональные актеры, в основном слабовидящие. Они всегда очень ждут зрителя и играют на таком нерве, с такой отдачей, что люди выходят с ощущением счастья, внутреннего света».
Татьяна Мартынова, сотрудник завода «КиН»
«Спектакль «Кольцо желаний» — очень добрая сказка, и на нее имеет смысл идти с детьми. Конечно, совсем маленьким детишкам, наверное, будет не все понятно, но ребятам постарше точно понравится. В спектакле заняты артисты со слабым зрением — те, кто знает об этом, восхищаются умением актеров; а если зрителям изначально неизвестно о проблемах актеров — догадаться невозможно... Конечно, в спектакле играют непрофессиональные артисты, однако они действительно вкладывают душу в то, что делают. Я уверена, что зрители не пожалеют о походе в этот театр, сама я с удовольствием схожу еще раз».