Саша Саночки, основательница коллективного блога «Вторая улица»
Термин «кастомайзинг» пришел из мото- и велоспорта. Там «кастом» — это доработка велосипеда под себя, например, под свой рост, любимый цвет, вес, манеру езды. Сделай сам — DIY (doityourself!) — вот главный посыл. «В одежде и интерьере то же самое. Берешь готовую фабричную вещь и переделываешь ее, не перекраивая полностью. Но иногда за пару дополнительных швов рубашка может превратиться в брюки, например», — говорит Саша.
Ее сайт — своего рода копилка креативных фишек для гардероба и интерьера со всего мира, которую собирают много читателей одновременно. «У нас же там чего только нет: различные мастер-классы, кадры из неизвестных и знаменитых фильмов (рукавчик героини, условно говоря, понравился нестандартной застежкой), детали одежды на детях знаменитостей и тут же — как необычно зашнуровать кроссовки или сделать остроумный подарок на 14 февраля любимому», — рассказывает Саша.
Отличие современного кастомайзинга от «рукоделия и идей переделки одежды» из журналов вроде «Работницы» образца 80-х годов в том, что нынешняя молодежь хочет делать что-то своими руками не от бедности, не потому, что надо скрыть пятно или изменить размер, считает Саша. Сейчас люди меньше думают об утилитарности декора и практичности, и больше стараются выразить себя в дизайне.
Главный критерий отбора идей для «Второй улицы» — «антирукоделие», говорит основательница блога: «Мы рассказываем о вещах, в которых дизайна и смысловой нагрузки больше, чем классического рукоделия (но которые тем не менее можно повторить самому), — это, пожалуй, и есть наш конек».
Сейчас в интернете масса классических мастер-классов и схем для вышивки, но творческих людей они вряд ли могут заинтересовать. «Большая часть наших читателей считает их чем-то вроде детских раскрасок. Думать не надо: рисунок уже есть на канве, нитки (читай: краски) есть — сиди и раскрашивай (втыкай и вытаскивай иголку месяцами)», — говорит Саша. Но в этом случае в готовой работе нет ничего от тебя, от личности того, кто вышивал, да и вписать конечный труд в интерьер довольно трудно. «Поэтому, чтобы попасть к нам на «Вторую улицу», вышивка должна быть очень необычной: арт-объект, выполненная из нестандартных материалов или необычными авторами (например, детьми-аутистами) или, наконец, иметь практическое каждодневное применение. И такие же критерии отбора для всех остальных идей», — объясняет она.
«Классических домохозяек креатив скорее пугает. Но это точно фишка всех более-менее продвинутых и творческих молодых людей», — добавляет девушка.
Сама Саша рукодельничает сколько себя помнит. «Первое мамино пальто я испортила лет в 5, вырезав из него кусок, и с тех пор не останавливалась. Мы жили классической жизнью семьи учителей — все деньги шли на книги и слайды с репродукциями, считалось, что одежда не важна для настоящей личности, а хотелось одеваться не хуже сверстников. Когда мне было 12, мне подарили прабабушкин «Зингер», на нем я стала перешивать старые мамины и бабушкины вещи для себя, — вспоминает Саша. — Плюс у меня был очень рукастый папа, поэтому есть навыки в пайке, собирании стенок из фанеры, очень много всего умею».
Нынешняя молодежь хочет делать что-то своими руками не от бедности, не потому, что надо скрыть пятно или изменить размер. Просто люди стараются выразить себя в дизайне
На Западе кастомайзинг в моде уже лет пять, это течение стало особенно заметным на волне борьбы с перепроизводством товаров. «В Америке и в Европе кастомайзинг наделен значительно большей философией, иногда превалирующей над дизайном, — объясняет Саша. — Поэтому там он изначально поставлен на другие рельсы. Быть в переделанной рубашке мужа — это круто, украшения из пластиковых бутылок — супер».
«Некоторые западные бренды выступают с инициативами по переработке собственных нераспроданных товаров или, к примеру, военной униформы. Есть также много маленьких фирм, сделавших себе имя на этом модном течении: есть люди, производящие только стаканы из стеклянных бутылок, целые фирмы, производящие сумки из старых кожаных курток или шьющие медведей Тедди из кашемировых свитеров (по заказу сошьют даже из твоего свитера)», — рассказывает Саша.
Но у нас кастомайзинг развивается традиционно медленнее, чем на Западе: старшее поколение еще помнит время дефицита, когда переделкой одежды и обуви все занимались вынужденно — нужного было не купить. «Зато молодым, тем, кому сейчас от 15 до 35, это течение очень подошло по духу: они выросли в то время, когда вокруг много магазинов с недорогой, модной, но абсолютно однотипной одеждой. Хочется ее хоть немного индивидуализировать, хочется отличаться от остальных». Но кастомайзинг может стать находкой и для старшего поколения: к примеру, старые джинсы можно не выбрасывать, а переделать их в кресло-мешок. «Главное — дать правильный вектор, показать, как это можно сделать стильно, на уровне дизайнеров типа Филипа Старка, а не «на дачу пойдет». К сожалению, большинство сайтов о рукоделии и даже какие-то зарисовки об этом на федеральном телевидении дальше идеи «закракелюрим и задекупажем тут все!» не идут, — говорит Саша. — А вообще, учитывая, что мы одни из последних подхватываем тренды и неохотно отпускаем, думаю, кастомайзинг останется в России навсегда. Это вполне себе «вечное» движение. Пока людей тянет к тому, чтобы улучшать мир вокруг, он будет актуален».
Что можно сделать по инструкциям кастомайзинга
Дизайнерский шарф из старых футболок
Кофейный столик из старых видеокассет
Вечернее платье из летнего сарафана
Винтажное платье с гофрированным декором