Европейская комиссия пришла к выводу, что отмена ограничений на провоз жидкостей, аэрозолей и гелей через европейские аэропорты с апреля 2013 года, предусмотренная действующим законодательством ЕС, «может представлять значительный операционный риск», говорится в официальном заявлении. В связи с этим Еврокомиссия пересмотрела принятый ею раньше срок отмены ограничений. Новый срок не назначен, объявлено лишь, что правила будут смягчаться постепенно.
Проблемы с проносом напитков и других жидкостей на борт самолета у пассажиров возникли в 2006 году. Британская полиция раскрыла тогда группу исламских террористов, создавших технологию уничтожения самолетов в воздухе при помощи жидкой взрывчатки. Ее суть, как сообщалось, заключается в том, что «жидкая бомба» доставляется на борт самолета в виде отдельных, на первый взгляд безобидных компонентов, которые, соединяясь уже во время полета, образуют взрывчатое вещество.
Успешных случаев применению этой технологии, к счастью, не было. Чтобы не допустить такого в будущем, авиационные власти Британии и США ввели ограничения на провоз любых жидкостей и гелеобразных материалов в ручной клади авиапассажиров. Главное ограничение в том, что такие вещества можно везти только в мелкой расфасовке. Все флаконы и бутылочки объемом более 100 мл беспощадно изымаются аэропортовыми службами. В том же 2006 году эти меры были распространены на все страны Евросоюза, а затем Международная организация гражданской авиации ООН (ICAO) издала рекомендацию о применении их в глобальном масштабе.
Хотя безопасность пассажиров, возможно, и повысилась, нововведение стало для них постоянным раздражителем и источником мелких конфликтов с охраной аэропортов. В 2010 году Еврокомиссия издала директиву об отмене ограничений с апреля 2013 года. Предполагалось, что к этому сроку будут разработаны надежные методы и технологии дистанционного контроля, которые позволят в автоматическом режиме отличать опасные жидкости от безопасных, благонадежных путешественников — от террористов.
Европейские производители специальной техники достигли в этой области «значительного прогресса в последние годы», считает Еврокомиссия. Однако риск терактов с использованием жидкой взрывчатки остается высоким, поэтому вместо намеченной ранее одномоментной отмены ограничений в Европе решено действовать поэтапно. Для начала с января 2014 года пассажирам, следующим с пересадкой, разрешат провозить напитки и косметику, купленную в беспошлинных магазинах третьих аэропортов. По действующим ныне правилам такие товары изымаются в транзитных пунктах. О содержании и сроках реализации других этапов Еврокомиссия обещает объявить осенью 2012 года.
«В России техника для дистанционного молекулярного анализа жидкостей при досмотре авиапассажиров уже разработана и сертифицирована, — сообщил «МН» источник, близкий к руководству авиационной отрасли. — Однако изменение действующих правил провоза жидкостей находится в компетенции Минтранса, а это ведомство такого решения пока не приняло». Наш собеседник считает, что Россия будет выжидать, пока такие изменения не санкционирует ICAO.