9461
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
10077
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
5916
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
2183
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
3760
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
3323
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
2393
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
1810
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
5523
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
4714
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
3647
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
4089
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
2906
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
2367
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2050
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2009
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
2099
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
1795
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
1787
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
2586
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
2315
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
1898
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
1724
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
2450
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
2302
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
1814
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
1834
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
1986
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
1915
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
1808
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
1894
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
3020
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
2287
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
2185
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
1927
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
10:27 23/01/2012 Никита Петухов 0 42

«Если наш выпускник станет продавцом бананов – это будет трагедией»

Директор школы-интерната «Интеллектуал» Юрий Тихорский о том, как научить детей самостоятельно дозировать нагрузки, какими должны быть выпускники и почему в школе никто не поддержит разговор о «Феррари».

Директор школы-интерната «Интеллектуал» Юрий Тихорский о том, как научить детей самостоятельно дозировать нагрузки, какими должны быть выпускники и почему в школе никто не поддержит разговор о «Феррари».

– У вас на сайте увидел сообщение об общем родительском собрании. Правильно я понимаю, что это собрание для родителей и учеников всех классов?

– Совершенно верно, мы проводим собрание для всех родителей, а потом по желанию классных руководителей можно провести развод по классам. И когда я говорю «по классам», имею в виду, по параллелям. Это связано с особенностью преподавания по индивидуальным учебным планам, у нас нет буквенной нумерации, и, например, в 7-й параллели могут быть классы 7-1, 7-2, 7-3. Обычно они учатся по различным группам: углубленным, среднеуглубленным, базовым. Перемешиваешь их внутри параллели, и получается, что фактически у детей несколько классных пап-мам – классные руководители разделяют между собой обязанности, дни. И дети живут единой тусовкой, как теперь говорят.

– Индивидуальная учебная программа предполагает самостоятельный выбор предметов ребенком или он советуется с родителями?

– И то, и другое. Ребенок сам выбирает, и советуется с родителями. Это происходит, начиная с 5-го класса. Также он советуется с классным руководителем и воспитателями-психологами.

В рейтинге за 2013 год школа-интернат «Интеллектуал» заняла 11 место

У нас есть предметные кафедры, так называемые научно-методические объединения по предметам. Таким образом, можем регулировать поле выбора, как таковое. Потом на основе собеседования с психологами, родителями, классным руководителем, ребенком, смотрится, какая палитра углубления ему подходит, не выберет ли он столько, что не потянет.

- Какие-то новые методики преподавания становятся предметом спора с родителями?

– Во-первых, мы всегда готовы это объяснять. Во-вторых, при поступлении мы предупреждаем, что будут отличия, какие они будут, что местами будет тяжело, а местами нетрадиционно. При этом наша школа дает детям всю обязательную государственную программу.

Задача нашей школы – это развитие способностей, связанных с интеллектуальным трудом, как социально значимым, так и научным. Социально-значимые – это прикладные интеллектуальные профессии: врачи, учителя, экономисты, социологи, психологи. И упор делается на подобное профильное обучение.

– Для вас ученик, который хотел быть великим психологом и биологом, а стал, условно, продавцом бананов, это трагедия?

–Я бы сказал, да, это трагедия. Мы не готовим детей к работе курьерами и торговле бананами и явно не готовим детей на вывоз – когда они покидают страну и едут устраивать свою жизнь за рубежом. Это моя принципиальная позиция.

– Означает ли эта позиция, что если ребенок обмолвился о планах родителей уехать через пару лет в Португалию, Англию и куда-то еще, его в школе не будет?

– Мы не будем третировать этого ребенка. Он получит у нас хорошее образование. Но, скажем, мы не станем заниматься его подготовкой к Массачусетскому технологическому и смотреть их тесты, сравниваться с ними. Или к токийскому, или пекинскому университету, не важно какому, это не наша задача.

Были случаи, когда наши ученики уезжали за рубеж. Мы не одобряем этого и не скрываем. Но это не значит, что ребенок будет как-то ущемлен. Пожалуйста, в качестве свободного дополнительного образования вне школы ты можешь заниматься подготовкой к поступлению в Англию.

Директор школы «Интеллектуал» Юрий Тихорский


– Можно сказать, что в идеале для вас и для всего коллектива, если ваши выпускники лет через 10-15 составят то, что сейчас называется политической или бизнес-элитой?

– Не совсем так. Я бы сказал, идеально, если они будут пассионарно-интеллектуальной элитой.

Каждый наш выпускник должен быть именно пассионарием в понимании Льва Николаевича Гумилева, который создает вокруг себя некоторое приятие интеллектуального труда и именно здесь, в России. Было бы достойно, если бы они образовывали вокруг себя сообщество работающих в интеллектуальной сфере. Интеллектуальная элита. Будет ли это бизнес-элита, будет ли научно-прикладная элита, будет ли это политическая элита, в общем, одинаково важно.

– По социальным группам учащиеся и их родители, кто это?

– Вот социальные группы здесь совершенно разные. Мы четкие приверженцы социального лифта. Тут есть дети из неполных семей, дети из семей группы риска, дети без родителей, дети вполне среднего класса, дети топ-менеджеров. Последних, правда, немного.

– Между детьми здесь не происходит объяснений, кто богаче, кто круче?

- Бывают случаи, когда приходит, например, мальчик, который учился в разных частных школах, у него очень обеспеченные родители. Ему очень интересно учиться, но ему не о чем говорить с другими детьми. «У папы – крутая машина», - ответ: «Ну и что?». Или: «А ты разбираешься, из какой кожи бывает руль на Феррари?», - «Не разбираюсь, зато знаю принцип работы мотора». Все. Он помыкался где-то месяц, в сентябре, и родители его забрали: «Очень хорошая школа, все нам нравится, но это не его среда». Вот такие ситуации бывают.

– Интернат, дети разных возрастов – дедовщина не возникает?

– Слава богу! У нас два корпуса: один для старших детей, другой – для младших. Корпус для младших с коридорной системой, классической с комнатками. Двое воспитателей, которые укладывают детей согласно графику по отбою, причем те, что помладше, укладываются раньше. Комнаты комплектуются по возрастам. Если хоть какой-то намек возникает, это сразу становится предметом разбирательства.

В старшем корпусе удалось сделать капитальный ремонт, после которого мы смогли перейти на блочную систему: две комнатки на одного-двух человек выходят к единому санузлу и прихожей. Это позволяет вообще комфортно жить.

– Если ребенок отказывается спать после отбоя, чем это ему грозит?

– Мы достаточно либеральное заведение, но являемся системным заведением, поэтому после отбоя свет выключен, мобильные телефоны сданы. Если человек ворочается и не спит, но никому не мешает, ну, что ж поделаешь. А вот СМС-ки писать не удастся, техника сдана. Обычно такой контроль требуется только на уровне средней школы. В старших классах, где-то начиная с восьмого, они, как правило, хорошо умеют сами регулировать свою жизнь.

– А сделать ночью домашние задания, накопленные за четыре дня, тоже невозможно?

– Ну источника света-то нет. Есть вещи, которые должны жестко пресекаться. У детей должен быть режим. Мы железно отвечаем за их здоровье. И эта ответственность должна быть внутри, а не на бумаге написанная. Хотя и на бумаге тоже написано.

– За что ребенок может вылететь из школы?

– Во-первых, по согласованию с родителями и психологами, если у ребенка складывается ситуация постоянного бега за уходящим поездом. Ну вот не пошло. Не подошла ему школа, и тогда мы рекомендуем перейти, помогаем ему в этом переходе. Второе, это если после 9-го класса ребенок выбрал профиль, которого у нас нет. Третье – злостное нарушение правил внутреннего распорядка с угрозой жизни и здоровью себе и окружающим. Порядка трех случаев таких было, когда мы просили ребенка покинуть школу. Еще бывают случаи, когда дети переезжают куда-то и родители их забирают. Вот, пожалуй, и все.

Получается, что мы принимаем детей сложным образом, но и расстаемся с ними тоже сложно. У нас нет ситуации жесткой ротации, например, в конце года трое последних в рейтинге – до свиданья.

– Что для вас карьерный успех для преподавателя?

– Карьерный успех? Честно говоря, учитель, который занят своим предметом, не нацелен на карьеру в традиционном понимании. Но у нас в школе это выглядит иначе. Человек здесь преподает, общается с детьми, но поле его карьеры лежит в научной деятельности. И он в процессе работы в школе продолжает работать в науке. Защищается, занимается научной деятельностью, совмещая с преподаванием. Для нашей школы это довольно типичная ситуация. У нас сейчас работает порядка 37 кандидатов наук, из них 20 защитились во время работы в школе по различным научным дисциплинам. Я думаю, это показатель.

- Я знаю, что вы начинали работать учителем географии. Как вы считаете, когда изучается, к примеру, Аравийский полуостров, нет ли смысла к данным километров и полезных ископаемых, давать ребятам почитать Коран, рассказать о культуре этой местности?

– Как раз имеет прямой смысл. Я большой сторонник того, что данные разных параметров можно посмотреть в справочнике. Главное, чему я должен научить, как правильно этими данными пользоваться, как искать, анализировать, выводить закономерность. Поэтому я даю достаточно обширный наглядный материал, в том числе видеоматериал, даю проблемные задачи работы в группах, подключаю различные занимательные, интересные вещи, истории, связанные с географией. Люблю этот термин - ментальная карта, то есть внутреннее ощущение мира, мировоззренческий аспект не может у тебя сформироваться палочным образом. Можно заставить заучить карту наизусть, а потом спрашивать у доски. Но после этого ребенок всю жизнь будет путать Австрию с Австралией. А если ребенок понимает, что такое Вена и Венская опера, понимает, что такое кенгуру и Сиднейская опера, он никогда эти страны не перепутает. У него при упоминании Австрии будет одновременно всплывать ряд понятий и воспоминаний.

Директор школы «Интеллектуал» Юрий Тихорский


– Из моей школьной жизни. У нас был географ, который давал именно так географию. Но родители стали жаловаться, натравили на учителя церковных служителей, которые обвинили его в ереси, заявив, что на уроках географии изучается Коран.

– Я с удовольствием отвечу на этот вопрос. Школа у нас многонациональная и многоконфессиональная. Я сам не христианин, хотя директор Евгений Владимирович у нас был глубоко православным человеком. Завуч у нас очень православный человек. Но все мы придерживаемся того, что школа – светская единица. Ребенок может спросить педагога о его религиозных воззрениях, согласиться или не согласиться, вступить в некоторую дискуссию, это его личное дело. И педагоги не навязывают своих воззрений.

– И родители реагируют разумно?

– Как правило, да. Но разные бывают люди, и тогда мы объясняем, что ребенок имеет право видеть самые разнообразные точки зрения. В том числе, вашу точку зрения, как родителя, но существуют и другие. Не надо ограничивать их право знать, ведь право на информацию - достаточно серьезный вопрос. Особенно в том случае, если мы хотим воспитать интеллигентного, интеллектуального человека.

– Как вы относитесь школьной форме? У вас, насколько я вижу, ее нет.

– Мы не раз обсуждали этот вопрос. У нас есть форма для парадных случаев в начальной школе и спортивная форма, командная. Другой формы нет.

Лично я не противник школьной формы, но считаю, что если ввести ее для детей, учителя тоже должны будут ее носить - таков наш стиль взаимоотношений. И здесь коллеги меня не очень поймут. Несмотря на то, что у нас 60 процентов рабочего коллектива в школе – мужчины, женщины меня тем более не поймут. Если мы хотим построить детей по касте «в горошек», неважно, форма бывает очень красивой, то, извините, мы тоже должны это соблюдать. Если мы хотим вводить дресс-код: белый верх, темный низ, то и мы должны носить такую форму. Биологи меня точно не поймут, так как вся кафедра ходит в футболках и джинсах. Я не имею право ввести такую меру. Это одна из тех самых граней, которая в перспективе может привести, на мой взгляд, к ощущению «не верь, не бойся, не проси». Форма может быть уместной на каких-то мероприятиях, соревнованиях, визитах делегации. Таким образом мы представляем школу, как я ношу значок, например. А обязаловка и принудиловка нам не нужны.

– Вы обмолвились, что 60 процентов учителей в вашей школе – мужчины. С чем это связано?

– Так уж сложилось, что значительная часть педагогов-новаторов, активистов в 90-е годы и в дальнейшем, перейдя в 2000-ые, составляли мужчины. Ну, так вышло. Именно из этой среды формировался наш костяк. Еще один важный момент, что при создании чего-то нового, креативного, нетрадиционного мужчины проявляют больше мобильности. Это мое личное, частное соображение. Женщины-педагоги, по моему опыту, больше подвержены стабилизации процесса. А когда надо бежать, прыгать, лететь, не считаясь с разлетающимися во все стороны детальками, не считаясь с тем, что корабль с недостройками, толкать его вперед - вот это все-таки для молодых, креативных мужчин. (Очень развеселило его это заявление, просто хохочет).

Такой гендерный баланс, кстати, хорошо сказывается на взаимоотношениях с детьми, на динамике коллектива, на обсуждаемости вопросов и на отсутствии ситуации: «Господин премьер-министр, а что это у вас ковер ходуном ходит? – А это два бульдога под ним дерутся».

- Что ученики думают о митингах в Москве, выборах, политике?

– Мы принципиально не делаем школу ареной политической борьбы. Мы можем дискутировать, обсуждать, доносить свои позиции друг другу, дети могут задавать любые вопросы, но, в общем, это частное, личное мнение каждого. Позиции у детей могут быть совершенно разные. Вот в 11-м классе, классным руководителем которого я являюсь, есть дети либерально-православные, есть дети этно-конфессиональные, которые придерживаются национальных серьезных взглядов, татары, при этом они мусульмане. Есть дети, придерживающиеся либерально-демократических взглядов в классическом понимании вопроса. Самые разнообразные мнения. Интересна палитра детей, которая направлена на гуманитарные профессии, там будущие социологи, лингвисты, экономисты, историки, вот у них такая яркая политика, возникают политические дискуссии. Есть биологи, которые анархисты. (Смеются.) Есть абсолютно аполитичные дети, кто-то дозрел, кто-то не дозрел. Кому-то интересно, кому-то не интересно. Но возможность пообщаться, поговорить и про политику, и про религию, есть.

 

 

– Самый ваш любимый период в истории России?

– Это тяжелый вопрос, прямо скажу. Я историей увлекаюсь давно и серьезно. Сложно сказать, у меня есть в разных периодах любимые аспекты, но, как ни странно, довольно удачными для нас в России по уровню национального подъема, по уровню восприятия себя в мире, это времена середины правления Александра I и времена после Великой Отечественной войны.

– В смысле 50-60-е?

– Нет, в смысле 40-е, но после Отечественной войны. Когда мы ощущали себя народом-победителем, когда мы преодолели все трудности, несмотря на разруху, когда мы оказывали помощь всем, кому могли. Время оптимизма. И следующий период, это прорыв в космос, конечно, 60-е годы.

А времена Александра I - завершение Отечественной войны и зарубежного похода. Те времена, когда был подъем, ощущение необходимости начала реформ, было ощущение самое разнообразное в обществе, очень интересное.

– Все три периода – это история подъема страны, идеи, духа. Как вы думаете, почему же во всех трех случаях великолепные предпосылки для развития страны закончились ничем?

– Я скажу две вещи, опять же это моя личная позиция. После тех событий были ощущения, что мы все преодолели, что дальше не может быть хуже, что бы ни было. Второе – это понимание, что мы сделали хорошо не только себе, но и окружающим, и можем это делать. Помогли Кубе, запустили человека в космос, собрались с товарищами и отремонтировали подъезд. Был общий драйв, подъем, желание что-то делать.

– Что для вас идеальная школа? И существуют ли какие-то примеры в истории?

– Не может быть идеальной школы. Все идеальное, как известно, не имеет материального воплощения. Идеальная форма для одной группы детей не будет идеальной для другой. Наверное, идеальная школа – это некоторая Ассоциация школ, решающих разные задачи, но объединенных единой идеологией. Идеальной школой должна стать в принципе система образования как таковая. Вот я так бы сказал. Не может быть идеальной школы, потому что она не может охватывать все. Как известно, многофункциональное устройство все свои функции выполняет средне.