Действующая система оценки эффективности губернаторов неэффективна: по мнению Абызова, в ней больше заинтересованы столичные чиновники, собирающие отчеты с мест, чем сами регионы. Министр отметил, что одним из важнейших показателей в будущем станут результаты замеров общественного мнения. Кроме того, будут разработаны еще 10–20 дополнительных критериев оценки губернаторской работы, из которых для каждого региона выберут 1–2 с учетом специфики. Те регионы, которые будут успевать по всем параметрам, получат правительственные гранты, в общей сложности на это планируется выделять 20 млрд руб. ежегодно. «До 30% средств грантов можно будет направлять на поощрение людей, которые добились улучшения показателей», — пообещал Абызов.
Теперь правительство ждет реакции регионов на свое предложение. Глава Ивановской области Александр Мень и тульский губернатор Владимир Груздев уже согласны принять новые условия. «Это ближе к здравому смыслу», — заметил Мень. Только к социологам главы регионов относятся настороженно: тот же Мень утверждает, что однажды его администрация вовремя не заключила договор со структурой, которая занималась экомониторингом, и вскоре Ивановская область «скатилась» по состоянию окружающей среды с 18-го на 42-е место.
Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров считает, что избежать подозрений в заказных исследованиях можно лишь в том случае, если будут проводиться регулярные всероссийские соцопросы по эффективности работы региональных властей. Их стоимость, по словам Федорова, может составлять от 80 до 120 млн руб. в год, ВЦИОМ, понятно, готов участвовать в тендере на право проводить такие исследования.
Само появление этих критериев накануне возвращения к выборности глав субъектов РФ у некоторых экспертов вызывает сомнения. «Я не могу понять, зачем правительству тратить силы и средства на создание системы таких критериев, — говорит директор по макроэкономическим исследованиям НИУ Высшей школы экономики Сергей Алексашенко. — Если при всех оговорках в законе губернаторы снова избираемы, то выборы и становятся главным критерием». Выборы первых четырех глав субъектов пройдут 14 октября. Алексашенко напомнил, что в России только 12 регионов финансово самостоятельны, а в остальных главный реальный критерий эффективности губернатора — его способность выбить деньги для своей территории: «20 млрд премии не могут сравниться с 1 трлн руб., которые ежегодно Минфин распределяет среди регионов без всяких критериев и показателей».
12 показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ:
1) Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в субъекте
Российской Федерации
2) Численность населения в субъекте Российской Федерации
3) Смертность населения (без показателя смертности от внешних
причин)
4) Объем инвестиций в основной капитал
(за исключением бюджетных средств)
5)Оборот продукции (услуг), производимых малыми предприятиями,
в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями
6)Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного
бюджета субъекта Российской Федерации
7) Уровень безработицы в среднем за год
8) Реальные располагаемые денежные доходы населения
9) Удельный вес введенной общей площади жилых домов в общей
площади жилищного фонда
10) Доля выпускников государственных (муниципальных)
общеобразовательных учреждений, не сдавших единый
государственный экзамен, в общей численности выпускников
государственных (муниципальных) общеобразовательных
учреждений
11) Оценка населением деятельности органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
12) Расходы на содержание органов государственной власти и
местного самоуправления субъекта Российской Федерации