Сегодня в Китай приезжает Владимир Путин. В Поднебесной он сделает трехдневную остановку — самую длительную среди первых загранпоездок после переизбрания на пост президента. Китайские комментаторы полагают, что продолжительность визита, особенно заметная на фоне однодневной блицпоездки Путина в Германию и Францию, указывает на повышенное внимание Москвы к сотрудничеству с Пекином.
Впрочем, в обоих случаях путь в дальнее зарубежье начинается с постсоветского пространства. Если перед поездкой в Западную Европу президент посетил Белоруссию, то в КНР он направится после визита в Ташкент. В Китае Путин встретится с партийно-государственным лидером Ху Цзиньтао и премьером Вэнь Цзябао, а также с их преемниками — Си Цзиньпином и Ли Кэцяном. Потом гость примет участие в саммите Шанхайской организации сотрудничества.
Еще в 2001 году Владимир Путин подписал с Китаем долгосрочный Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который помог решить давние пограничные споры и создать эффективные механизмы двустороннего взаимодействия. Эксперт пекинского Общества изучения проблем зарубежных стран Су Хань уверен, что нынешнее избрание Путина выгодно Китаю, поскольку гарантирует «еще как минимум шесть, а то и 12 лет стабильности». У Поднебесной все больше проблем с соседями на юге, и потому безопасность и предсказуемость на северной границе с Россией становится особенно ценной.
Ван Хайюнь из Китайского фонда исследования международных проблем даже предлагает подумать о создании квазиальянса двух стран без образования полноценного военного союза. Он полагает, что при Путине отношения России и США останутся напряженными, американское давление на Китай также будет нарастать. Все это открывает путь для еще более тесного сближения Пекина и Москвы на основании общего понимания стратегических интересов и угроз.
Главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер в беседе с «МН» отметил, что увеличение присутствия США на Тихом океане, усиление противоречий с соседями, нестабильная экономическая и социальная ситуация внутри страны, политические разногласия в правящей партии — все это побуждает Пекин к более тесному сотрудничеству с Москвой: «Они хотят взаимопонимания с Россией и взаимодействия в регионе». По мнению эксперта, визит Владимира Путина «станет шагом по развитию двустороннего партнерства, но, может быть, не таким большим, как это себе представляли китайцы». Собеседник напомнил, что надежды на подписание договоренности о поставках в Китай российского газа вновь не сбылись. К тому же у России есть свои обязательства перед странами Азиатско-Тихоокеанского региона, и потому Пекину трудно рассчитывать, что Москва полностью поддержит его притязания к соседям.
За несколько дней до визита появилась информация о крупномасштабном проекте в области самолетостроения. В конце мая СМИ сообщили, что во время пребывания Путина в Пекине будет подписано соглашение о создании совместного предприятия для проектирования дальнемагистрального самолета на базе российского Ил-96. Партнерами в этом СП, по словам заместителя министра промышленности и торговли Юрия Слюсаря, выступят две авиастроительные корпорации — российская ОАК и китайская COMAC.
Впрочем, ОАК фактически дезавуировала это заявление. Пресс-служба корпорации вчера заявила «МН»: «ОАК проводит переговоры с COMAC в рамках обоснования целесообразности совместного проекта широкофюзеляжного лайнера. Между ОАК и COMAC заключено соглашение о конфиденциальности, поэтому в настоящий момент говорить о конкретных итогах и планируемых соглашениях неуместно. Производство самолетов Ил-96 в Китае не является предметом данных переговоров».
Источник в ОАК заверил корреспондента «МН», что если в связи с «российско-китайским самолетом» о чем-то можно говорить уверенно, так это о том, что базой для новой разработки никак не может служить Ил-96, спроектированный в конце 1980-х годов.
Идея российско-китайского «большого самолета» носится в воздухе уже давно. О переговорах о совместной разработке на базе широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера Ил-96-300 еще в 2006 году публично высказывался тогдашний руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин. Два года спустя президент ОАК Алексей Федоров изъявил желание пригласить китайцев к участию в проекте МС-21 — среднемагистрального лайнера нового поколения, разработку которого подчиненные Федорова тогда ожидали завершить к 2016 году (с тех пор этот срок отодвинут на 2020 год). Однако он не зря говорил о вероятности китайского участия с большой осторожностью. В 2009 году COMAC самостоятельно запустила проект С919 — прямого конкурента МС-21. Вывести свой среднемагистральный лайнер на рынок китайцы планируют в 2016 году.
Визит с широким фюзеляжем
Владимир Путин едет в Китай с проектом совместного самолета
Наверх