Встреча президента со специалистами в области конституционного права была юбилейной (Конституции, принятой в 1993 году, в декабре исполняется 20 лет), однако разговор вышел за рамки формального в момент, когда один из участников заявил, что текст Основного закона нельзя рассматривать как нечто неприкосновенное, и предложил «наметить и провести какие-то реформы».
«Сама Конституция ничего не говорит о том, можно ли включить в нее новую главу. Если она не говорит — следовательно, и не запрещает. И можно было бы вполне включить новую главу, посвященную конституционным основам общества в России», — предложил завкафедрой конституционного права МГУ Сурен Авакьян. К другим направлениям реформы он, в частности, отнес Федеральное собрание («надо подумать о путях обеспечения более согласованной совместной работы палат парламента») и правительство («сегодня Госдума не имеет права выразить недоверие отдельному министру, и это вполне можно было бы сделать»).
Путин в ответ дал понять, что внесение отдельных поправок в Конституцию возможно, но существенно менять ее текст, по его мнению, рискованно, поскольку это может поставить под угрозу саму стабильность конституционного строя. «Я хочу, чтобы была ясна моя позиция. Думать над этим можно и нужно, шаги какие-то можно, наверное, предпринимать, но делать это нужно крайне аккуратно», — сказал Путин.
В ходе дальнейшей дискуссии прояснились некоторые направления возможной работы над текстом. Так, правоведы посетовали: положение статьи 132-й о том, что «органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют охрану общественного порядка», не действует — полиция у нас федеральная. «Согласен с вами в том, что или нужно думать о формулировках статьи 132, либо ее исполнять», — отреагировал Путин. Он также призвал конституционалистов подумать над статусом национальных республик и проблемами, вытекающими из него.
Cущественно менять текст Конституции, по мнению президента, рискованно, поскольку это может поставить под угрозу стабильность конституционного строя
— Отличительной особенностью нашей Федерации является то, что у нас этносы, проживающие на территории, привязаны к конкретным, своим собственным территориям, — сказал Путин. — Здесь есть и плюсы, и угрозы, и всем нам нужно постоянно думать о том, как наилучшим образом использовать эти преимущества и как купировать угрозы. И это в значительной степени должно быть — я к вам обращаюсь напрямую, даже жестко — вашей обязанностью. Я прошу вас об этом думать постоянно и предлагать решения, это чрезвычайно важная вещь, может быть, одна из ключевых вообще, в укреплении, становлении, развитии нашей государственности.
Кроме того, на встрече дважды прозвучала идея создать совет при президенте по совершенствованию конституционных основ. Путин ее никак не прокомментировал, но саму дискуссию о конституционном развитии назвал очень полезной. Президент зондирует мнение экспертного сообщества на предмет выработки дальнейшего курса страны, считает декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве Александр Шатилов.
— Здесь есть пристрелочный аспект — посмотреть, какие статьи вызывают скепсис в экспертном сообществе, и дальше уже исходить из этого как при возможной доработке Конституции, так и при выборе стратегических приоритетов развития страны, — говорит «МН» Шатилов. — В связи со стагнацией в элите сейчас борются две тенденции: одна часть элиты выступает за большее закручивание гаек и ужесточение системы, другая, наоборот, отстаивает либерализацию при сохранении нынешней власти. Пока, на мой взгляд, Путин не сделал своего выбора, поэтому он зондирует разные мнения.
В конституцию США за 200 лет внесено 27 поправок. В России скорость выше. Для объединения Верховного и Высшего арбитражного судов потребуется изменить около десяти конституционных статей. Рассмотреть этот законопроект (а он почти целиком состоит из поправок к Конституции) в первом чтении Госдума планирует уже на этой неделе. Помимо создания единого Верховного суда документ предлагает дать президенту право назначать региональных прокуроров (новеллу предлагается внести в 83-ю статью Конституции).
Поправки последних лет вносятся «для улучшения бюрократического контроля, который и так в избытке», считает завкафедрой конституционного права Высшей школы экономики Михаил Краснов.
— Я исследовал, сколько президенту, начиная со времен Бориса Ельцина, давалось полномочий за пределами Конституции — в федеральных законах, — говорит «МН» Краснов. — На сегодняшний день их 511. Большая часть просто конкретизирует конституционные функции президента. Но есть и полномочия, которые не связаны с конституционными. Например, право назначать и увольнять ректоров Московского и Петербургского государственных университетов. Или фактически представлять (для утверждения в должности. — «МН») председателя, его заместителя и аудиторов Счетной палаты. Это орган парламентского контроля, а он так зависит от президента.