13050
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
13682
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
7812
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
2548
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
4836
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
4199
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
2779
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2074
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
7254
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
6074
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
4618
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
5209
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
3533
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
2757
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2292
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2221
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
2538
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2014
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2031
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3172
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
2774
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2179
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
1914
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
2982
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
2926
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2031
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2068
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2308
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2188
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2059
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2193
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
3788
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
2777
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
2562
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2213
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
15:38 25/02/2013 Анна Байдакова 0 308

Как работают всероссийские опросы

Социолог Игорь Задорин: «Наличие у людей мнения по любому поводу — это иллюзия»

Михаил Озерский

— В России принятие резонансных законов традиционно сопровождается публикацией итогов всероссийских опросов общественного мнения, которые свидетельствую о горячей поддержке этих решений. Насколько можно доверять таким опросам?

— Полагаю, это хорошо, что у наших граждан спрашивают, что они думают о решениях власти. Правда, было бы лучше, если бы их мнение спрашивали в рамках широких общественных обсуждений до, а не после принятия решений. Я не очень хорошо отношусь к конъюнктурным исследованиям «на злобу дня». Это иллюзия, что общественное мнение есть по любому вопросу, и людей можно спросить, о чем угодно. Если опрос проводится по какой-то новой, сложной проблеме, или эта проблема затрагивает очень ограниченный слой населения, то, возможно, у большинства людей в голове просто нет мнения по этому поводу. Бывает, что в таких случаях мы получаем пять вариантов ответов с примерно равным количеством голосов по каждому. Это означает, что респонденты отвечали «от фонаря», и это поверхностная реакция на конкретную формулировку вопроса здесь и сейчас. Такие опросы не отражают реальную поддержку или неприятие решений.

— Почему люди одобряют решения, мнение о которых у них не сформировано?

— Ну, например, есть реальная поддержка Путина, и если человек про какой-то закон в первый раз слышит, а вы его спрашиваете, как он к нему относится, что он подумает? Он подумает: «Это закон от власти, от президента, а президента я поддерживаю. Ну, наверное, закон хороший». Если проблема до этого долго обсуждалась, например, вопрос о смертной казни, то у людей может быть сформированное мнение, а если вопрос новый, как последний закон об НКО, то позиция будет поверхностной и неустойчивой. Мы проводили исследование, посвященное отношению населения к поправкам в закон об НКО, когда вводилось понятие «иностранный агент». Выяснилось, что в зависимости от формулировок вопросов и альтернативных ответов, а также от порядка задавания вопросов, значения измерений у разных центров очень сильно отличаются, разница до 20 процентов. Так случается тогда, когда у населения нет осознанной устоявшейся позиции.

Игорь Задорин, социолог, руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН.

Окончил факультет управления и прикладной математики МФТИ и аспирантуру Института социологии РАН (специальность «Социально-политические процессы и управление»). В 1989 году, после аспирантуры, основал частную исследовательскую компанию ЦИРКОН. В 1997-1999 годах работал начальником отдела изучения общественного мнения администрации президента, в 2011 году участвовал в работе экспертной группы по обновлению «Стратегии-2020». Автор публикаций о специфике работы и проблемах репутации российских социологов. Основатель журнала «Вопросы социологии»

— Может ли проводящий опрос использовать эти факторы для того, чтобы добиться «нужного» ответа?

— Может, и такое бывает. Иногда респонденту задают вопросы, в самой формулировке которых заложено некоторое влияние, вроде такого: «Вы, конечно, не пойдете туда-то потому-то и потому-то?» Даже один известный центр, не буду говорить, какой, однажды задавал такой нейтральный с виду вопрос: «Как выдумаете, что было бы правильнее: чтобы Ходорковский оставался в тюрьме или чтобы он вышел на свободу и работал на благо страны?» Не помню точной формулировки, но респондента явно подталкивали к одной из версий ответа.

Как правило, такие случаи являются просто проявлением непрофессионализма и невысокой квалификации, а не сознательной фабрикации данных. И в практике ведущих центров они крайне редки. Но есть практика, которая имеет отношение не к социологии, а к политтехнологиям, так называемые «формирующие опросы». Это, к сожалению, достаточно распространенное явление, и многие политтехнологи считают его нормальным. При таком опросе человеку сначала рассказывают о чем-то с определенной установкой — «Знаете ли вы, что…?», - а затем спрашивают его мнение: «И как вы к этому относитесь?»

— Насколько такое воздействие эффективно?

— Довольно эффективно, потому что политическая реклама подается под видом научного исследования, и человек относится к ней как к информированию, а не как к продвижению идеи или персоны. А дальнейшая публикация «результатов» такого псевдо-исследования рассчитана уже на широкую аудиторию.

Зачастую «опросы», данные которых публикуются, на самом деле вообще не проводились

— Какие политики чаще выступают заказчиками таких исследований?

— Разные. К нам неоднократно обращались политтехнологи с просьбой провести такой опрос — мы их, разумеется, сразу посылали в известном направлении. За счет пока еще относительно высокой репутации научного исследования пиарщики пытаются манипулировать общественным мнением, и мы, социологи, очень сильно от этого страдаем. Зачастую «опросы», данные которых публикуются, на самом деле вообще не проводились. Например, каждую выборную кампанию появляются публикации с какими-то новыми именами, например: «Социологическая компания “Оптима-Проект” провела опрос…» – и далее следуют данные, но это оказывается дезинформацией. Такие компании-однодневки создают сами политтехнологи, и существуют даже специальные статьи о том, как поднять доверие к кандидату путем последовательных публикаций результатов несуществующих исследований.

— А крупнейшие социологические компании, ВЦИОМ, ФОМ, «Левада-Центр» формирующими опросами не занимаются?

— Нет. Но в отдельных случаях и у них в анкетах могут появляться вопросы с некорректными формулировками, которые склоняют респондента к одному из ответов. Такие случаи всегда становятся предметом разбирательства в профессиональном сообществе. И это, повторяю, скорее вопрос квалификации. Не могу сказать, что это делается сознательно.

— Почему у разных социологических служб получаются разные результаты опросов, например, по данным ВЦИОМа поддержка решений власти, как правило, выше, чем по данным «Левада-Центра»?

— У разных исследовательских компаний может быть разная географическая схема выборки, разный режим проведения опросов, разная школа интервьюеров. Как-то в 2005 году мы проводили специальное исследование того, как различаются данные у ведущих социологических служб. И тогда у ВЦИОМа партия «Единая Россия» постоянно набирала на десять процентов больше, чем у ФОМа и «Левада-Центра». Но ровно на эти десять процентов у ФОМа и «Левады» было больше затруднившихся ответить. Можно по-разному это трактовать. Но можно объяснить просто разной школой интервьюирования. Например, человека спрашивают: «За какую партию вы готовы проголосовать?» Он говорит: «М-м-м, что-то не знаю…». В этом случае, допустим, интервьюер ФОМа пишет: «Затруднился ответить», - и идет дальше. А ВЦИОМовский спрашивает: «Ну всё-таки?.. Подумайте!». И если есть такое небольшое стимулирование, то человек, у которого нет четкой позиции, дает ответ, близкий к социальной норме. Он думает: «Ну, наверное, большинство голосуют за “Единую Россию”. Ну, и я за “Единую Россию”».

— Влияет ли выбор регионов на результаты исследований?

— Может влиять. Например, ФОМ некоторое время назад не включал во всероссийские опросы северо-кавказские регионы, считая, что там получаются невалидные данные, а ВЦИОМ включал. Причем основания у коллег из ФОМ для такого решения могли быть самые разные: потому что результаты будут содержать не общественное мнение, а жестко заданную социальную норму, потому что у компании там нет квалифицированной интервьюерской сети, потому что там просто опасно, и так далее. Вы же понимаете, что работа на Кавказе в начале нулевых — это экстремальная социология.

Только около 30% процентов информационно-чувствительных людей в принципе могут скорректировать свою точку зрения из-за каких-либо публикаций

— А собственно публикация социологических данных влияет на общественное мнение?

— Около 30% потенциальных избирателей вообще не включены ни в какие каналы доставки информации: они не читают газеты, не смотрят новости. Понятно, что на таких людей никакие публикации никак не влияют. Еще одна треть — люди, имеющие устойчивые позиции и убеждения. Они читают, слушают и смотрят, но это на них не влияет. И только около 30% процентов информационно-чувствительных людей в принципе могут скорректировать свою точку зрения из-за каких-либо публикаций. Таких людей больше всего в электорате либеральных партий: они читают новости, они в сети, они следят за информацией. В электорате «Единой России» большинству людей рейтинги «по барабану». В целом влияние таких публикаций на избирателей очень незначительно: после публикации результатов опроса фактические рейтинги могут сдвинуться максимум на два-три процента. Однако эти данные очень серьезно влияют на спонсоров, поддерживающих тех или иных политических субъектов. Рейтинг — это как курс акций. Поэтому политики очень чувствительны к публикациям социологических рейтингов.