Несмотря на то, что формально шоу может расцениваться как частный случай (в конце концов, нет предела глупости и развращенности элит), а сам проект полностью иностранный, ситуация для имиджа России чрезвычайно симптоматичная и имеет далеко идущие последствия. Поведение участников шоу вызывает презрение, особенно у западного зрителя, ведь «свои» элиты так себя уже не ведут. Вот и формируется образ России как страны обезумевших от роскоши нуворишей, лишенных всякой культуры, достоинства и человеческого облика.
Этот образ многократно усиливается и реальными проблемами: технологической деградацией, потерей лидирующих позиций в производстве и культуре на международных рынках, падающим уровнем жизни и социальным расслоением внутри. Возьмем совсем свежий пример, ситуацию с наукой. Российские ученые, имеющие мировое признание и исследования мирового же значения, вносят колоссальный и незаменимый вклад в имидж России. При этом положение науки постоянно ухудшается, а последние реформы РАН уже называются самими учеными уничтожением российской науки. А ведь без собственной фундаментальной и прикладной науки воспринимать Россию в мире будут так же, как мы сами относимся к каким-нибудь африканским царькам или арабским шейхам с суперкарами и золотыми унитазами. Тоже уважаемая публика…
Meet the Russians является негативным «продолжением» и отражением государственной политики в области имиджа России
Наука сегодня не включена в государственную систему формирования положительного имиджа России — как вовне, так и внутри страны. Подобная изоляция имеет объективный характер: ученый в России не соответствует образу успешности, ни фактически ни идеологически. Именно поэтому место по сути всего российского общества заняли персонажи «Познакомьтесь с русскими».
Формирование имиджа страны сегодня имеет явный перекос в сторону помпезных и дорогих шоу, краткосрочных пиар-мероприятий, что является значительным финансовым обременением, но при этом не дает долгосрочных результатов. И в этом отношении Meet the Russians, как это ни парадоксально, является негативным «продолжением» и отражением государственной и корпоративной политики в области имиджа России.
Впрочем, во всей этой ситуации есть и позитивный момент. У глупости и распущенности элиты все-таки есть предел. Поведение и образ мышления всех участников «Познакомьтесь с русскими» не ново. Аналогичным образом вел себя господствующий класс в канун великой французской революции XVIII века. Как и русская аристократия в начале XX века, только когда не стало родины и закончились деньги (никто не смог даже сохранить свои капиталы) она тут же потеряла для мира всякий лоск и интерес. Впрочем, незнание истории, как и пренебрежение ко всякому знанию есть отличительная особенность современного господствующего класса, да и в ЕГЭ такого вопроса нет.
Запредельная степень социального бесстыдства и показной роскоши всегда является предвестием смены эпох и очистительной, часто кровавой, волны истории, сметающий очередной гламурный мусор. Таким образом, главным содержанием работы над имиджем страны является вопрос: на каких фундаментальных основах, при крайне сложной реальной ситуации, следует восстанавливать и строить имидж России?