Преподавателям часто требуется много сил для избавления студентов от подобных виртуальных образов, которые, впрочем, сохраняются иногда вплоть до 3-4 курсов. Сталкиваются с искаженными ожиданиями и представлениями о профессии в большинстве ВУЗов, а нередко и непосредственные работодатели.
Во многом данная ситуация имеет объективный характер, и здесь хоть немного стоит заступиться за студентов. Не будем забывать о том, что образ социально значимых профессий (например, космонавта, пожарного, инженера, рабочего) и раньше был связан с «романтикой», которая в большинстве своем не соответствовала повседневной практике, но именно в таком качестве тиражировались в массовом сознании еще со школы. Современные образы креативных индустрий (рекламщика, пиарщика, дизайнера, журналиста) в массовой культуре и медиа в том виде, в которых они транслируются аудитории, стали устойчивыми социальными и профессиональными «идентификаторами». Работник рекламного или пиар-агентства в массовом восприятии — это свободная, независимая, экспрессивная, всегда немного порочная и скандальная личность, чья роскошная жизнь проходит между бесконечными приемами и презентациями, а не безымянный и бесправный клерк, даже если он и занимается «креативом».
Креативные индустрии, в свою очередь, охотно поддерживают всю отраслевую мифологию, которая по законам брендинга и современной экономики «капитализирует» стоимость их услуг и продуктов. В эти яркие, заманчивые и недостижимые для большинства рядовых менеджеров и бюджетников образы начинает верить все общество. В них же верят и внутри креативных индустрий, когда у наемных работников формируются иллюзии относительно их статуса и образа жизни, не соответствующего реальности. Возможно, устойчивость виртуальных образов профессии связана с тем, что они являются своеобразной социальной анестезией.
Симулятивное и инфантильное восприятие социальной и профессиональной реальности вообще характерно для российского общества, в особенности у «креативного» и «среднего» классов, которые охотно поддерживают самые антисоциальные инициативы и реформы. Общество не считает, что стремительно возникающая и укрепляющаяся антисоциальная система непосредственно коснется его. Общество питается иллюзиями собственного превосходства, психологически дистанцируясь от «общей массы», хотя точно так же пребывает в ситуации правовой незащищенности, унижения, недоступного образования, жилья, медицины и т.д. Тем страшнее разочарование реальностью.
Работник рекламного агентства в массовом восприятии — немного порочная и скандальная личность, чья роскошная жизнь проходит между приемами и презентациями
Схожие деформированные представления о профессии развиты и в дизайне, где абитуриенты точно также живут усредненными образами. Отметим, что отдельные попытки исправить ситуацию в области дизайна все же начинают предприниматься. Например, этой осенью заработал проект «Множество профессий в дизайне», запущенный кафедрой «Дизайн и реклама» Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства. В рамках проекта пройдет конкурс «Моя профессия — дизайнер» и лекционная программа. Как локальная инициатива отдельного взятого института это поможет выправить ситуацию, но вот глобальных изменений вряд ли последует. Проблема профориентации уже давно требует системного решения и должна быть внесена образовательную программу всех средних и высших учебных заведений.
Важная функция ВУЗов заключается в формировании реалистичных представлений о профессиональном и социальном содержании будущей сферы деятельности человека. Можно ли «конкурировать» в этой области с массовой культурой? Вполне, по крайней мере Высшей школе экономике это удается. Начинают осознавать проблему и другие институты. Ведь формируя реальные представления о профессии, формируются и реальное понимание общества.