В статье Владимира Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» («Комсомольская правда», 13.02.2012) содержится такое предложение: «Мы можем поставить задачу сделать наше школьное математическое образование через десять лет лучшим в мире». Призыв к «лучшести» имеет скорее пропагандистское значение: при любом исходе доказать через десять лет, что наша математическая школа стала лучшей в мире, трудно, если вообще возможно. Но сама по себе идея возродить добрые традиции, безусловно, верна. Что для этого надо сделать?
Во-первых, задачу создания хорошего школьного курса математики нельзя решить, ограничиваясь только математикой. Развить массовую математическую культуру, забывая об общей культуре, невозможно. Перспектива выделения большого числа часов на математику ограничивается интересами представителей других школьных дисциплин. Следовательно, необходима интенсивная работа над содержанием школьного образования в целом. Нескончаемые скандалы со школьными «Стандартами» показывают, что необходимы принципиально новые идеи и подходы к проблеме «Чему и как учить в школе XXI века?»
Во-вторых, математика в школе — это лишь часть всей «вертикали» математического образования. Соответственно потребуются самые серьезные меры в высшей школе, аспирантуре и т.д. Немаловажна и проблема «утечки мозгов». За авторитет советской математической школы мы заплатили очень высокую цену: количество математиков, покинувших Россию, по-видимому, существенно превышает потери в других областях науки.
Для решения обозначенных проблем потребуются большие усилия и время. Если начать интенсивно работать сейчас, то за десять лет можно добиться ощутимых результатов.
Но есть сфера деятельности, в которой успех может быть достигнут много быстрее. Речь идет о работе со школьниками, проявляющими интерес и способности к математике.
Эту задачу нужно решать как можно скорее. Большие дефициты в математической (и не только математической) культуре отмечают преподаватели многих университетов и инженерных вузов. А в отсутствие достаточного притока сильных выпускников школы про мечты о прогрессе в науке и технике придется забыть.
Два года тому назад был разработан «Колмогоровский проект», названный в честь великого ученого и просветителя России Андрея Николаевича Колмогорова и призванный резко активизировать работу с талантливыми школьниками в области математики, естественных наук и информатики.
Вкратце существо проекта можно выразить следующим образом.
1. Современная система поиска, отбора и развития талантливых школьников должна выстраиваться на основе уже имеющихся точек роста при сохранении традиции (принципов и форм работы, методик и т.д.).
2. Необходимо модернизировать все звенья системы с учетом современных возможностей и достижений (в первую очередь речь идет о новых информационных технологиях и оборудовании учебных лабораторий). Чтобы ликвидировать наметившиеся дефициты и отставание, ориентироваться следует на лучшие мировые образцы, аккумулируя опыт и зарубежной, и отечественной школы.
3. Таланты не определяются местом жительства или социальным положением. Поэтому необходимо создание широкой и демократичной сети школ, равномерно распределенных по территории страны. Основы будущей сети составят школы при ведущих университетах в восьми федеральных округах. В каждом из 83 регионов создаются свои региональные центры. В итоге в систему войдут около 150 школ с примерной численностью 500 учеников в каждой.
4. Принципиально важно добиться регулярного обмена людьми, идеями и информацией в создаваемой сети. Важно поэтому иметь единый научно-методический центр и развивать дистантное образование учеников и учителей.
Проблема цены вопроса не является центральной. Есть вещи поважнее денег, а быстро нарастающая кадровая деградация относится именно к таким вещам. Немаловажно и другое. Физико-математические и химико-биологические школы уже выпустили десятки тысяч выпускников, многие из которых стали известными учеными, в том числе и с мировыми именами. Так что рентабельность таких школ измеряется тысячами процентов. Для привлечения же спонсоров достаточно ввести режим налогового благоприятствования.
В заключение напомню исторический факт. В апреле 1963 года от пяти очень известных ученых и четырех министров оборонной промышленности поступило предложение о создании физматшкол при ведущих университетах СССР. В июне секретариат ЦК под председательством Н.С. Хрущева принял положительное решение. А уже в августе вышло постановление Совмина, предусматривающее открытие четырех школ не позднее чем через три месяца. Так в итоге и произошло. Любая работа делается либо быстро, либо никогда. Была бы политическая воля…
Как возродить российскую математику
В статье Владимира Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» («Комсомольская правда», 13.02.2012) содержится такое предложение: «Мы можем поставить задачу сделать наше школьное математическое образование через десять лет лучшим в мире». Призыв к «лучшести» имеет скорее пропагандистское значение: при любом исходе доказать через десять лет, что наша математическая школа стала лучшей в мире, трудно, если вообще возможно. Но сама по себе идея возродить добрые традиции, безусловно, верна. Что для этого надо сделать?
Наверх