Сергей Собянин на днях в очередной раз высказался насчет транспортной ситуации. Власти Москвы, заявил он, намерены организовать до двух миллионов парковочных мест, реконструировать ключевые магистрали, а также активно развивать общественный транспорт — закупать новые скоростные автобусы, прокладывать выделенные линии и так далее.
Все это очень здорово звучит, и даже, думаю, будет реализовано. Другой вопрос — насколько это повлияет на дорожную ситуацию. Потому что главная проблема не в инфраструктуре, она в головах. Главная проблема — это дорожное хамство.
Вот он, Средний Московский Водитель, едет на своей «девятке», «Мазде» или «Ниссане». На приборной панели у него могут быть иконки, а может — подключенный к магнитоле iPhone. Он может креститься, проезжая мимо церкви, а может покачивать головой в такт Kanye West. Один едет в офис, а у другого офис прямо тут, за рулем.
Средний Московский Водитель может быть разным внешне. Но внутренне он одинаков.
Попытаетесь перестроиться — он надавит на педаль газа и ускорится с риском спровоцировать аварию, только чтобы не пропускать. Если перестроиться нужно будет ему, он выберет самый неподходящий момент, вынырнет перед вами, забыв о поворотниках, а затем, случись вам поравняться, еще и посмотрит на вас с вызовом. Средний Московский Водитель будет поджимать вас в левом ряду, как особо нетерпеливый человек в очереди в общественный туалет. Он будет мигать вам фарами на однополосной загородной трассе, требуя пропустить и полагая, что вы должны съехать на обочину. Ночью он ослепит вас дальним светом, потому что просто лень выключить. В общем, Средний Московский Водитель — довольно неприятное существо.
Автомобильная пробка — это российское общество в миниатюре. А общество наше существует по затейливым и противоречивым законам. С одной стороны, оно невероятно иерархично и мало продвинулось в своем развитии с XVIII века, когда сформировались основные сословия. А с другой — в нем крайне сложно установить, кто главнее. То есть большевики отменили сословное деление, но ввели другие социальные маркеры — кожаные куртки, а чуть позже — каракулевые пирожки и дубленки. В 1990-е все тоже было примерно понятно.
Сейчас же социальная карта размылась, как вид через грязное лобовое стекло. Как понять, кто перед тобой находится — миллионер, офицер ФСБ или менеджер по продаже сотовых телефонов? Это практически невозможно, потому что и тот, и другой, и третий могут ходить в одни и те же места, покупать одежду в одних и тех же магазинах, встречаться с одними и теми же женщинами. И получается так: в обществе, построенном по принципу «кто главнее, тот и прав», крайне сложно установить, кто, собственно, главнее. Поэтому люди вынуждены тратить много времени и сил на то, чтобы определить свой статус по отношению к окружающим.
Именно эта особенность российского общества и затрудняет дорожное движение. Автомобильный поток — это тысячи сталкивающихся, перекрещивающихся и присматривающихся друг к другу эго. И Средний Московский Водитель думает не о том, как бы ему получше совершить маневр. Нет, он пытается определить свое место в дорожной иерархии. Кто главнее: он или водитель вон той «Мазды»? Как повести себя по отношению к этой BMW, которая норовит подрезать? Бог его знает, кто там за рулем: может, сотрудница маникюрного салона, а может, и любовница депутата Госдумы, с которой проблем не оберешься. От всех этих размышлений у Среднего Московского Водителя голова идет кругом, он устает, теряет концентрацию и благополучно въезжает кому-нибудь в бок. Единственное, что не вызывает сомнений, — это дорогие машины. На московских дорогах никто и никогда не станет поджимать BMW X6. Ни при каких обстоятельствах водителю Porsche Cayenne не станут мигать фарами. Bentley не подрезают, это просто смешно. И тут мы подбираемся к самому интересному.
Дорогой автомобиль — один из немногих (да что там, практически единственный) универсальных маркеров, по которым можно определить положение человека в обществе. И трепет Среднего Московского Водителя в отношении дорогого автомобиля гораздо сильнее, чем уважение к закону.
Вот несколько сцен из автомобильной жизни: материал свежий, последней недели. По относительно свободной Тверской в правом ряду, перегораживая и часть среднего, едет «Гелендваген». Скорость около 10 км/ч, номеров нет. Едет долго, минут 15. То ли высматривает парковочное место, то ли водитель под героином. Ни одного гудка сзади. Тихо, безропотно, ну, может, матерясь про себя, идущий сзади поток огибает черную громаду. Другой пример. У ресторана Nobu на Большой Дмитровке припаркован Rolls-Royce, припаркован так, что протиснуться по самой улице может только малолитражка. Опять-таки ни одного гудка. Все аккуратно, снизив скорость до минимума, пытаются преодолеть «помеху справа».
Таких историй — миллион. Создается ощущение, что светофоры, дорожные знаки, стрелки, соображения здравого смысла, уважение друг к другу, наконец, — это примерно то же, что и российская демократия: некий набор правил, принятых исключительно для вида и призванных маскировать другие, более глубокие законы.
В этой связи предложение к власти. Перестаньте стесняться той системы, которую вы строите. Она по-своему обаятельна. «Кто сильнее — тот и прав» — ну хорошо. Но зачем тогда светофоры? К чему дорожные знаки? Давайте отменим всю эту ерунду и условимся, что приоритетом на дороге обладает тот, чья машина дороже. Не можете разъехаться в узком дворе? Сдает назад тот, у кого машина дешевле. Спорная ситуация при аварии? Cayenne автоматически выигрывает у «Жигулей». Вместо регулировщиков движения — оценщики, которые подключаются, если машины одной марки. Представляете, как удобно? Никаких споров, никаких криков «да это он меня подрезал!», чистая математика.
Впрочем, есть еще один вариант — довольно простой. Начать относиться друг к другу по-человечески.
Куда прешь, Русь?
Данила Антоновский считает, что хаос на дорогах столицы — дело рук Среднего Московского Водителя
Наверх