Плохо представляю европейца, который перед тем, как отправиться на личном автомобиле в дальнее путешествие, серфит по интернет-форумам и поисковикам с типовым запросом «состояние трассы такой-то» или «состояние дороги N прямо сейчас». Для российских же автомобилистов этот процесс — даже не традиция. Насущная необходимость. Отправляясь в поездку за 1600 километров от дома, я потратил несколько часов на поиск информации в «Яндексе» о том, можно ли вообще проехать по тем дорогам, которые рекомендовал навигатор.
В России никогда не знаешь, в каком состоянии трасса. Даже если ты прекрасно ехал по ней год назад, это совершенно не означает, что в этом году ты не оставишь на ней подвеску. Поэтому темы на форумах становятся многостраничными — с постоянными «апдейтами» состояния, — а поисковые запросы получают приставки «прямо сейчас». Если перед выездом ты не посетил с десяток-другой автомобильных форумов в поиске нужной информации, то дальше вариантов развития ситуации два. Первый: тебе везет и тебя везет. Второй: тебе не везет и тебя везет плохо, либо не везет совсем. Это уж как повезет.
Мне кажется, состояние отечественных дорог — это проекция состояния всего в нашей стране: начиная со строительства и заканчивая образованием. А наше отношение к дорогам — наше отношение к жизни в России вообще: ты ни в чем никогда не можешь быть уверен. Поэтому постоянно появляется потребность знать, что происходит «прямо сейчас».
Ты хочешь знать, как прямо сейчас преподают твоему ребенку в школе алгебру, лечат зубы в районной поликлинике, работают коммунальные службы, летают самолеты, выдают загранпаспорта, спасают людей в зоне стихийного бедствия, наконец.
В стране исчезло понятие нормы — минимального уровня качества услуг, сервисов, человеческих взаимоотношений. И нам либо везет на хорошего дантиста, либо нет. Либо везет на начальника ЖЭКа, либо нет. Либо быстро работает паспортный стол, либо нет.
И виноваты в этом только мы сами. Единожды привыкнув не решать проблему, а обходить ее окольными путями, искать объезд «пусть с крюком в 300 километров», обнаруживать лазейки в законодательстве, устраивать ребенка за взятку в школу получше, мы никак не влияем на то, чтобы изменить ситуацию. Мы лишь приспосабливаемся к существующим условиям. А что? Как говорят в глубинке: «Жить так-то можно». Так-то и живем.
Впрочем, есть и другие примеры. В той же дальней поездке, чтобы ехать было веселее, я подобрал мужчину, голосующего на обочине. Разговорились. Зовут Вадим. Он во Владимирской области организует спортивные праздники для молодежи и эко-фестивали на природе. Говорит, что Россия начала оживать. Я усомнился, скорее, провоцируя на дальнейший разговор. Да, говорит. Если раньше во Владимире активисты из самых разных сфер что-то делали и не обращали внимания на других активных граждан, то теперь научились объединяться и объединять свои небольшие сообщества ради больших совместных акций. Хотя бы ради забега по городу «за здоровый образ жизни». «Раньше мы собирали 20 человек и нас местные власти считали какими-то сектантами, а сейчас по городу бегут 200, и власть уже с нами сотрудничает, потому что ей это выгодно», — говорит Вадим.
Своей деятельностью Вадим восстанавливает утраченные нормы. Молодежь должна заниматься спортом, не должна ругаться матом, должна знать историю. Это он прививает в своих воспитанниках.
Государство не дает ни копейки на деятельность Вадима, но выбрасывает сумасшедшие суммы на «военно-патриотическое» воспитание и проекты типа «Наших». Всю свою деятельность Вадим ведет на собственные средства, попутно занимаясь бизнесом.
Восстановленные Вадимом моральные и этические нормы в головах его воспитанников, возможно, через много лет приведут к тому, что и хорошие дороги станут нормой. Потому что будет стыдно иметь другие. И мы будем знать, что «прямо сейчас» у нас все хорошо. Или хотя бы — в норме. И не нужно лезть в «Яндекс».