Одна карта пожаров чего стоит. Она была сделана по необходимости, так как ни у кого не было актуальных данных, некому было эти данные собирать и это очень затрудняло работу по тушению. И тут произошла самоорганизация: одни люди сделали интернет-инструмент, другие стали регистрировать в нём пожары, через несколько дней была полная и очень точная информация. Краудсорсинг сработал очень эффективно, а после появился целый шлейф подобных проектов, позволяющих людям регистрировать на карте проблемы и предлагающих способ их решения:
- карта помощи «Рында» позволяет регистрировать различные проблемы, связанные с холодами, донорством, пропавшими людьми, а теперь и наводнением;
- РосЯма позволяет зарегистрировать яму на дороге, отправить заявление о ней в ГИБДД, а если яма не отремонтирована — то жалобу в прокуратуру;
- StreetJournal позволяет регистрировать самые разные проблемы, связанные с дорогами и транспортом, городским хозяйством, социальной сферой, безопасностью, нарушением закона и доступностью объектов для инвалидов. Этот ресурс также позволяет создавать инициативные группы граждан и поддерживает саморганизацию при решении проблем;
- ЭкоФронт — это карта для решения проблем с мусором на природе. Позволяет регистрировать места требующие уборки, оформлять требование об устранении свалки или уборке территории в соответствующий государственный орган. Так же помогает самоорганизации жителей для самостоятельного наведения порядка. Можно зарегистрироваться добровольцем или организатором и самостоятельно убрать любимое место.
Это только несколько примеров, на самом деле таких карт гораздо больше. Карта приёмных пунктов вторсырья, карта помощи в холода, карта помощи при пожарах, карта регистрации пробок и т. д. Большой и достаточно полный список разных гражданских проектом можно найти тут.
Не надо на чиновников пенять, когда проблема уже произошла. Давайте вместо этого выстраивать рядом альтернативную эффективно работающую систему…
Разве до 2010 года не было толковых программистов, которые могли бы сделать такие карты? Или у людей не было свободного времени заниматься гражданскими проектами? Ведь сейчас их делают те люди, которые раньше этого не делали. Ведь вот сидел человек в офисе у себя работал программистом, а когда произошёл террористический акт в Домодедово, он сделал сайт domoded24.com, и несколько сотен тысяч людей смогли получить актуальную информацию о погибших и о ситуации в аэропорту, пока сайт МЧС лежал из-за большой нагрузки.
И пока у нас логика именно такая. Что-то ужасное происходит и после этого у людей меняются приоритеты. Они начинают делать что-то другое или по-другому. Вместо зарабатывания лишних десяти тысяч садятся и делают социальный проект. «Пока гром не грянет мужик не перекрестится».
А ведь ужасного могло бы и не быть, если бы кто-то просто так, по своей инициативе начал делать социальные проекты. Сколько можно бороться с последствиями, всё время на шаг отставая от реальности?
Вот события на Кубани в очередной раз подтверждают эту логику. Основной камень преткновения — отсутствие оповещения. Но разве не очевидно, что в существующей системе оповещение не может работать? Вся система построена на страхе, избегании личной ответственности, замалчивании и поиске виноватых. Просто представьте себе чиновника, который в существующей системе оказался носителем знания о страшной катастрофе. Может он эту информацию как-то распространить, не лишившись своего положения, не вызвав недовольства начальства? Нет. Вот и не надо на чиновников пенять, когда проблема уже произошла.
Давайте вместо этого выстраивать рядом альтернативную эффективно работающую систему оповещения о потенциальных опасностях. Так же как и о ямах на дорогах, можно собирать информацию о потенциальных катастрофах. Ну не верю я, что ни один человек не видел надвигающейся проблемы. Так или иначе, предпосылки были видны: уровень воды выше критического, уровень осадков выше нормы, чрезмерный износ оборудования. Это информация наверняка была у метеоролога, у смотрителя шлюзов, у тех, кто живет вблизи водохранилища. Но проблема в том, что у этих людей на местах не было доступа к работающей системе оповещения. А существующая система работает не на передачу информации, а на её замалчивание.
Ну давайте пофантазируем: допустим, у рядового работника Саяно-Шушенской ГЭС был бы доступ к интернет-ресурсу, где он мог бы сообщить о некачественно сделанном ремонте оборудования, не опасаясь увольнения и давления со стороны своего работодателя, который из-за этой информации может потерять деньги. Может быть, при наличии такой системы удалось бы избежать колоссального ущерба и человеческих жертв. А пока действует одно правило: «видишь проблему — помалкивай, если не хочешь проблем себе». Или это — диссидентский страх «стукачества»? Неужели никто не замечал технического состояния теплохода «Булгария» до того как он утонул? Уверен, механики и команда знали об этом, догадывались как минимум. Будь у них возможность сообщить и быть услышанными, сообщили бы? Или побоялись лишиться работы из-за списания теплохода или отправки его на капитальный ремонт? Похоже, вопрос «сообщать или не сообщать» становится тождественным вопросу «быть или не быть».
Но «сообщать» возможно только в обществе, где при обнаружении проблемы ищут её решение, а не виноватых. А иначе смысла в этом нет, проблема всё равно не решится, а кто-то пострадает.
И вот что меня интересует: понятно, что чиновник как чиновник не может делиться такой информацией. Но вот чиновник как человек, знающий,к чему может привести замалчивание, может ли он на условиях анонимности сообщить о потенциальной угрозе? Пример Викиликс говорит о том, что может.
Сейчас десятки людей в разных городах откликнулись, чтобы помочь Кубани. Люди чувствуют, что это общая беда, и решают её сообща. Собирают медикаменты, вещи, инструменты, отправляют их в Крымск и Геленджик. Находят деньги на транспортировку этих вещей. И это очень важный сдвиг сознания. Химкинский лес — это не проблема Подмосковья. Загрязнение Байкала — это не проблема Байкальска. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС — это не проблема Саяногорска. И люди понимают и принимают, что если они сами сейчас не помогут справиться с бедой, то никто не поможет. Это то, чему общество научилось во время пожаров в Москве. И по уровню организации сбора помощи для Кубани, и по количеству этой помощи заметно, какой скачок общество совершило за эти два года.
Я верю, что следующим скачком в развитии общества будет переход от общегражданского решения проблем к общегражданскому обнаружению и профилактике проблем.