Как любой квасной патриот, я считаю поезд «Вятка» лучшим из российских поездов и доказываю это знакомым при любой возможности. В последнее время у меня даже есть финальный неоспоримый аргумент. В плацкартных вагонах появились кофе-машины. Теперь вместо неистребимого «Nescafe 3 в одном» можно заказать настоящий эспрессо или даже капучино. Признаюсь, мне это так приятно, что каждую поездку я спрашиваю проводника, какой кофе он может сделать. И правильное произношение сотрудником РЖД слова «эспрессо» без второй буквы «к» после «э» окончательно утверждает меня в мысли, что лучше «Вятки» поезда нет.
Впрочем, несмотря на местечковый патриотизм, долгое время замечал я за «Вяткой» один существенный недостаток. А именно — попсовую музыкальную подборку «радио Российских железных дорог», которую из радиорубки принудительно включали при подъезде к конечным станциям: Москве и Кирову. Одна и та же запись могла не меняться несколько лет. Поэтому постоянные пассажиры знали наизусть всю последовательность треков.
Каким-либо образом отключить радио, слушать которое можно было только под «Nescafe» (они как-то странно стилистически сочетались), было невозможно, поэтому каждую поездку, раздражаясь, я слушал песни, подобранные редактором «радио РЖД» по принципу упоминания в них слова «поезд» и «шпалы». Естественно, я даже не задумывался о том, что этот устоявшийся порядок вещей можно изменить: просто привык к нему и терпел как неизбежное зло.
В 2010 году я проводил в Кирове конференцию для активистов гражданского общества SocialCamp. Активисты съезжались в столицу вятской губернии со всей России. И большинство ехало через Москву. Естественно, на «Вятке». Участники конференции тогда тоже отметили замечательность самого поезда в целом и его большой минус в виде навязанной услуги — прослушивания российской железнодорожной попсы.
На конференции активисты самоорганизовались и решили написать жалобу в транспортную компанию, которая обслуживает «Вятку». С большой долей скепсиса я поставил свою подпись под «обращением пассажиров поезда №31». Содержание обращения сводилось к простой мысли: не заставляйте пассажиров слушать то, чего они не хотят. Я был скептически настроен, потому что не верил, что транспортная компания отреагирует на недовольство 40-50 человек.
Но компания отреагировала. Примерно через два месяца после обращения гражданских активистов, на него пришел официальный ответ. В письме говорилось, что администрация компании рассмотрела жалобу пассажиров и больше не будет обрекать их на принудительное прослушивание во всех смыслах слова заезженной пластинки «радио РЖД».
С тех пор вот уже два года в фирменном поезде «Вятка» не играет попса, хотя до этого ее каждый день включали не менее десяти лет подряд. А я лично для себя извлек из этой истории такой урок: иногда для борьбы за свои права достаточно предпринять совсем небольшое усилие, а не терпеть как неизбежное зло заведенный порядок вещей.
После исчезновения в поезде попсы, исчезло и «Nescafe 3 в одном». Мне кажется, эти вещи метафизически как-то связаны между собой.
Как мы победили попсу
Чтобы отстоять свои права, иногда нужны совсем небольшие усилия
Наверх