Двенадцать лет назад я знала, куда и зачем буду поступать. Одиннадцать лет назад я окончила школу и поступила туда, куда хотела. С тех пор я жалею о том, что некому было мне сказать одну умную вещь: есть профессии, при освоении которых нельзя обойтись без больших объемов теории, а есть профессии, в которых вся не больно сложная теория укладывается в пару учебников, все остальное должно состоять из практики. И если вам очень нравится профессия-практика, ей совсем необязательно специально обучаться в вузе. Нет, это не призыв всем срочно поступать в техникумы или отправлять туда своих детей (оно бы и неплохо, но уж больно среднее специальное образование себя дискредитировало, даже несерьезно предлагать его престиж возрождать). Это скорее призыв разобраться, всем ли профессиям необходимо обучаться в вузе. И если нет — то зачем тогда вообще идти в вуз.
На днях я познакомилась с очень интересным человеком — ректором университета, где я когда-то училась. Даже если бы он был ректором уже во времена моей учебы, знакомство, конечно, могло бы состояться только сейчас, когда я уже давно профессионал — и вовсе не в той специальности, которой меня обучали, — а он уже не может подписать указ о моем отчислении за хронические прогулы, которые неизбежно образовываются при попытке совместить дневную форму обучения и полноценный рабочий график.
Так вот, ректор в числе прочего отметил, что никто не хочет изучать математику, все хотят изучать рекламу и пиар. Все, включая даже родителей будущих студентов, которые тоже активно доказывают, что их ребенку с приличным баллом по биологии нужно изучать рекламу, а вовсе не какое-то там, к примеру, почвоведение. По итогам 2011 года «реклама и пиар» — одна из самых популярных специальностей, причем во всех вузах, где ее предлагают. Как человек, работающий несколько лет в разных PR-агентствах и с разными клиентами, сталкивающийся с младшими и старшими по званию, опыту и возрасту коллегами, с необходимостью набирать людей к себе в команду, я могу сказать одно: чтобы работать менеджером по рекламе или PR, совершенно не нужно обучаться этой профессии. Для начала нужны два языка на хорошем уровне (русский и английский, как правило), сообразительность и интерес к делу. Последнее погонит вас за матчастью, которую в превеликом изобилии предложит вам любой книжный и интернет. Не понять своими силами книгу (хорошо, десяток книг) по основам «рекламы и пиара» невозможно.
Однако невозможно стать менеджером по «рекламе и пиару» без опыта, которого вам в университете, конечно же, никто не даст. Нельзя научиться общаться с журналистами, не общаясь с ними, нельзя научиться писать пресс-релизы, не имея настоящего информационного повода и миллиона специфических требований к ним в каждой конкретной компании. Тем более нельзя научиться общаться с заказчиком информационной кампании, если в роли этого заказчика выступает пусть хоть самый лучший преподаватель.
Посмотрим правде в глаза: есть профессии, которым вузы научить не в состоянии. А в попытках начинить программу практическими предметами, многочисленные университеты выпускают а) людей, толком не знающих, как применить свои «практические» знания, и б) людей с узким кругозором, не способных быстро включаться в процесс и делать этот процесс сначала осмысленным для себя, а потом и для других.
Так что же делать юному дарованию, которое не мыслит себя в будущем без общения с журналистами или без управления рестораном или отелем? Идти в вуз. Но только не за профессией, а за глубокими знаниями. В области экономики, социологии, юриспруденции, истории, филологии, философии, политологии. Такие знания никак не помешают впоследствии овладеть желанной профессией, наоборот, позволят овладеть ею быстро и качественно, еще и прослыв сотрудником с хорошим бэкграундом и оригинальным взглядом на вещи.
Стать менеджером ресторанного или рекламного бизнеса всегда можно успеть — достаточно прийти на практику в одну из больших компаний (если думаете, что сразу после «профильного» вуза и с девственно чистым резюме вы сможете прийти в ту же компанию на позицию выше ассистента — сильно ошибаетесь). Изучить что-то действительно сложное и интересное можно только в эти короткие пять лет после школы. Потом будет некогда, лень, некому подсказать, некому придать ускорение или ускорение будет обходиться слишком дорого. Пока еще эти пять лет находятся в списке того немногого, чем обеспечивает нас государство, учите то, что больше не будет шанса выучить никогда. Не бойтесь теоретических знаний — это зачастую единственное, что пригождается в жизни из всего того, чему нас пытаются научить в вузе. А уж писать километры вежливых писем и клепать отчеты работодатели вас сами обучат, причем гораздо эффективнее, чем самые лучшие профессора.
Юным дарованиям
Ирина Галицкая «рекламирует и пиарит» фундаментальное образование
Наверх