В конце позапрошлой недели Дмитрий Медведев подтвердил свою приверженность курсу. Курсу на социализацию в сети. Наряду с громкими событиями — саммитом «большой восьмерки», формированием нового правительства и вступлением премьера в "Единую Россию" — СМИ сообщали о другой важной новости: премьер «завел себе аккаунт в инстаграме». Иначе говоря, стал пользователем популярной нынче социальной сети для любителей фиксировать свою жизнь на фото. Для тех, кто не в курсе: приложение для смартфонов Instagram позволяет сделать фотографию, тут же использовать фильтры, стилизующие ее под цветные снимки доцифровой эпохи, и поделиться этой фотографией с друзьями. Снимки получаются классные. Сам приложением пользуюсь. Но не об этом речь.
Если помните, президентство Дмитрия Медведева началось с регистрации в социальных интернет-сервисах. Для верификации, или по-русски — для «подтверждения» того, что он не фэйк (не обман, не другое лицо), а настоящий российский президент в твиттере, Медведев даже съездил в Калифорнию в офис популярного сервиса, где и получил на собственной страничке заветный значок Verified. То есть стал «настоящим» президентом.
Это самое желание — доказать всем, а не только основателям самого известного в мире микроблога, — что он настоящий (президент или премьер — неважно), мне кажется, заставляло и заставляет Медведева регистрироваться все в новых интернет-сервисах.
В начале президентства Медведев, кажется, сам не верил в свою легитимность, так как просто «унаследовал» голоса от «старшего брата» по тандему. Он не вел избирательной кампании, не убеждал электорат в своей правоте, не ориентировался на целевые аудитории избирателей в своей риторике… Все это он делал уже позже на высоком посту, убеждая самого себя и остальных, что он Verified, что он признан населением или хотя бы какой-то его частью. Интернет оказался для этого лишь удобным инструментом новой эпохи.
«Прилетели» — фотография с Instagram-аккаунта Дмитрия Медведева. Источник
Небывалая до сих пор интернет-активность первого лица государства преподносилась публике как новый — более открытый и «горизонтальный» — стиль общения власти и общества. Но вряд ли Медведева реально интересовали комментарии обычных граждан на страницах его многочисленных интернет-представительств. По большому счету ему нужны были только «лайки» — нажатия на кнопки «мне нравится». Активно социализируясь в интернете, он хотел обрести реальную поддержку с помощью виртуального инструментария. Тем более положительный пример Обамы, который провел избирательную кампанию фактически полностью через интернет, был перед глазами.
Люди интернет-поколения, так называемые digital natives, знают: виртуальная репутация сегодня едва ли не важнее реальной. Сколько человек тебя знает в реале? Двести? Пятьсот? Пусть даже тысяча. В интернете же тебя знают по большому счету все. Кому надо — зайдут посмотреть на твой профиль в фейсбуке или твиттере и на основании этого составят о тебе свое мнение. Чем дальше, тем виртуальная репутация будет становиться важнее реальной или просто подменять ее. Дмитрий Медведев, как «продвинутый пользователь», это прекрасно понимает и день за днем продолжает ковать свой виртуальный портрет, чтобы когда-нибудь развиртуализировать на избирательных участках поддержку интернет-сообщества. Например, на следующих президентских выборах.
Я не шучу. Вот новость, которая пришла в прошлую пятницу: аудитория «Яндекса» уже больше аудитории "Первого канала". Впервые интернет-портал обогнал по аудитории главное в стране эфирное ТВ. И это только начало.
Через пять лет наиболее активной — как экономически, так и политически — частью общества будет поколение, которое интернетизировал сам же Медведев в рамках нацпроекта «Образование» еще до того, как стал президентом. Во всех школах России тогда появились компьютерные классы с доступом в интернет.
«В Брянской области создается крупнейший животноводческий комплекс» — фотография с Instagram-аккаунта Дмитрия Медведева. Источник
Для этого поколения виртуальная среда будет не менее реальной, чем общение за столиком в кафе. Стоит ли говорить, что повлиять на электоральное поведение этих людей с помощью телеканалов будет невозможно?
Вот тут Медведеву и могут пригодиться все его аккаунты — хоть в фейсбуке, хоть в инстаграме. И политик, которого до сих пор все считали виртуальным — в прямом и переносном смысле, — вдруг станет действительно настоящим. И он это понимает. В отличие от своего коллеги, который до сих пор верит в мистическую силу голубого экрана.
Фотография с Instagram-аккаунта Дмитрия Медведева. Источник
Когда Медведев станет настоящим
Чем больше у человека аккаунтов в различных социальных сетях, тем он реальнее — ведь сама реальность перемещается в интернет
Наверх