Знаете, что объединяет гомосексуализм, православие и подростковый секс? Помимо того, что эти три темы стали самыми популярными в минувшем апреле, и их обсуждали даже бабушки на остановках? Их объединяет вопиющая безграмотность общественности во всех этих трех вопросах (а также во многих других, но не о них сегодня речь). Причем общественность своего махрового невежества не стесняется, а напротив, ляпнув глупость, поглядывает вокруг горделиво — мол, как я их припечатал красным словцом!
Как это часто бывает, причины следует искать в детстве. Нас воспитывают в лучших традициях ханжества и на нелепых слухах про «людей с песьими головами», все время ограждая забором: здесь «нормальные» люди, пасись среди них, а за ограждение не смотри — козленочком станешь. Когда мы становимся любопытными подростками, обо всем, что происходит «за забором» мы узнаем не от авторитетных и разумных родителей (поскольку многим не хватает ни разума, ни авторитета), а от дремучих неучей-ровесников и таких же дремучих неучей-взрослых. Проходят годы, а мы до седых волос сохраняем верность воинственным и убогим ярлыкам пубертатного периода, облегчающим недалекому подростку восприятие мира (знай себе, приклеивай на все, что кажется странным): нарочито православная девушка — «гы»; парень, держащий за руку парня — «фу».
Какие знания стоят за этими «гы» и «фу»? Да никаких. Какие представления? Зачастую, самые ошибочные. Неведение порождает страх. Страх порождает ненависть. Ненависть переходит в стадию гротескных форм обороны от призраков, порожденных неведением.
Давно ли мы потешались над эвфемизмом «дурные наклонности» для обозначения мастурбации? И вот, пожалуйста, родители, очевидно забывшие, где и под страхом чего им самим приходилось черпать крупицы знаний о потребностях своего тела, уже готовятся оградить своих неразумных чад от жутких соблазнов половой жизни. И заодно оградить себя от недоверия к собственным детям и нежелания с ними общаться на равных. Но подростковому сексу вместе с его пропагандой повезло больше всех. И не успевшим испугаться подросткам, и их не в меру озабоченным вопросами морали родителям либеральная общественность тут же доходчиво объяснила, что хоть с пропагандой, хоть без пропаганды переживания по поводу секса у подростков были, есть и будут. А выведя тему в разряд запретных, общество не получит поколение высокодуховных молодых людей. Скорее, обретет несчастных женщин, смиренно созерцающих потолок из боязни показаться слишком развратными, и их несчастных мужчин.
Но абсолютный чемпион по количеству самых неимоверных и нелепых слухов, страхов, и превратных представлений, конечно же, тема гомосексуальности. «Сегодня мы разрешим геям не стесняться своей ориентации, а завтра разрешим педофилию», «Пропаганда гомосексуальности приведет к демографическому кризису», «Все мужчины-геи женоподобны» и так далее, и так далее. От путаницы в определениях (ну кто из противников «нетрадиционных» отношений сходу отличит гомосексуальность от андрогинности, а трансвестизм от транссексуальности?) до явно базирующихся на тюремной субкультуре мифов про «активных» и «пассивных». Если начать допытываться, чем же так досадили «представители меньшинств» и так называемая пропаганда гомосексуальности, рано или поздно сквозь дебри бессмысленных, но громких, обвинений («смертный грех во всех религиях», например) проступит истинный страх: я не хочу, чтобы мой ребенок был геем. Я не знаю, как принять этот факт, я не знаю, как правильно с ним (ней), вчерашним щекастым младенцем, об ЭТОМ говорить, я не знаю, как приглашать в гости его (ее) друга (подругу). И поэтому я, в общем-то равнодушный ко всему взрослый, буду до хрипоты доказывать, что быть геем — стыдно и ненормально, буду запихивать своего ребенка в клинику, буду настаивать, чтобы ЭТА тема была запретной — в надежде, что не зная, кто такие геи, мой ребенок не станет одним из них. Глупо? Более чем. Но незнание порождает страх. Страх порождает ненависть. Ненависть порождает глупость.
Проблему гомосексуальности спасает хотя бы то, что находятся желающие спокойно поговорить с народом о нормальности-ненормальности и терпимости-нетерпимости. Православию (по крайней мере на просторах этих наших интернетов) везет и того меньше. Только ленивый малограмотный либерал не выкрикнул у себя в блоге нечто вроде «РПЦ живет на наши пожертвования и покупает яхты и часы», только совсем уж лояльный журналист не припомнил патриарху историю с водкой и табаком, только крайне деликатный не спросил у верующего товарища «Как ты можешь ходить в ЭТУ церковь?». Все бросились расписываться в своем неприятии церковной роскоши, средневековой суровости и удаленности иерархов от народа. И мы опять оказались за любовно выстроенным нашей безграмотностью забором. Никому не приходит в голову чуть-чуть напрячься и узнать, что, оказывается, ваши пожертвования вряд ли могут превратиться в часы патриарха, так как не все деньги прихода и не всегда попадают в распоряжение патриархии. Что мнение патриарха по какому бы то ни было вопросу не отражает мнения всей церкви даже на формальном уровне. Ну и самое очевидное — что «РПЦ» не равно «православие». Об этом мало кто говорит, еще меньше слушают и слышат.
Но неужели нам так нужно, чтобы кто-то особенно громко и убедительно кричал? Неужели мы не можем не возводить стены вокруг своих убеждений, а вначале внимательно оглядеться — может быть, противника-то и нет? Может быть, нам не с кем сражаться, кроме собственной безграмотности, собственного страха, собственной ненависти и собственной глупости?