Обелиск социальным мыслителям, среди которых Маркс, Энгельс, Либкнехт, Бебель, Кампанелла, Сен-Симон, Фурье, Чернышевский, был уникальным объектом, соединявшим два колоссальных периода в истории России. В 1918 году его переделали из простоявшего всего четыре года романовского обелиска. Отметим, что обелиск мыслителям являлся одним из ранних сохранившихся до наших дней революционных памятников, носивших в большинстве своем «временный» характер. В этом качестве он мог бы стать заметной архитектурной и исторической достопримечательностью.
Да, он был груб и эстетически самобытен, но обладал достоверностью, представлял реальную историческую ценность во всей противоречивости и величии русской истории. Это живая история оказалась одномоментно заменена на верноподданническую нарядную бутафорию правившему дому, ради ее «правильной» версии. В итоге в Александровском саду стоит очередной «новодел», упрощающий и опошляющий историю России драматичного ХХ века.
Чем же обелиск мыслителям не угодил современности?
Политическую элиту можно понять: она неизбежно проецирует революцию на себя, пугаясь ее последствий. События 1917 года связаны с временным разрушением государства и физическим уничтожением правящего класса. Но при этом элита не хочет признать и понять реальных причин революции: угнетение большинства меньшинством, сословность, отсутствие равных возможностей... Революция имела объективный характер восстановления социальной справедливости.
России не суждено стать страной, сохранившей память о наследии человеческой мысли, вне зависимости от политической конъюнктуры
Но теперь символы социальной революции, имевшей мировое значение, открыто раздражают элиты, которые превращаются в новую аристократию. Ни по культуре, ни по воспитанию, ни, наконец, по происхождению, она не имеет к дореволюционной никакого отношения, никак не связана с этим периодом, но при этом современная российская политическая элита ассоциирует себя с дореволюционным самодержавием, а не с социальным государством нового типа.
Существует и еще один, куда более зловещий, чем все политические соображения символический жест.
России не суждено стать страной, сохранившей память о наследии человеческой мысли, вне зависимости от политической конъюнктуры. В символах и памятниках социальной мысли элита видит причину всех бед, потому что они заставляют сомневаться в правильности и справедливости существующего порядка вещей. Новой реальности мыслители не нужны, более того они опасны, опасна даже сама память о них.
С обелиском мыслителям российское общество рассталось очень легко, событие осталось не замеченным. Можно предположить, что демонтаж памятников социальной революции ХХ века будет продолжен, ведь менеджерам не положено думать о чем-то большем, чем их ограниченные рабочие функции. С этой точки зрения, уничтожение обелиска мыслителям является ударом по всем прогрессивным силам, и без того лишенным серьезной социальной теории, которой обладали, кажется, все течения эпохи русской революции. Сегодня такой теории нет, и мыслители, на которых можно было бы опереться стираются из символической памяти страны.
Еще недавно казалось, что период «памятникоцида», который произошел в начале 90-х завершен. Но он продолжается. И такое отношение к памяти говорит только о том, что сегодня точка поставлена не будет. Потому что нет гарантии того, что памятники сегодняшней эпохи наши потомки не будут уничтожать с той же настойчивостью. Культура восприятия своей собственной истории в России так и не сформировалась, а примеры подобные судьбе обелиска мыслителям, только усиливают эту тенденцию.
Что же делать? Ведь сегодня элита отказывается разговаривать без «позитивных» предложений.
Решение существует. Необходимо восстановить обелиск мыслителям на старом месте! А романовский памятник поставить рядом, благо площадка в Александровском саду позволяет. Орел же у нас двуглавый – пусть и памятников будет два. И будущим революционерам и реформаторам не придется ничего больше разрушать.