Действительно, претензии к логотипам городов и регионов, олицетворяющих в конечном счете брендинг территорий, носят объективный характер: они устаревают уже на этапе разработки, они непривлекательны и нерелевантны по отношению к окружению современного человека. Из этого делаются все негативные выводы, которые переносятся затем на весь дизайн и брендинг в целом.
Сложившаяся ситуация напрямую связана с малопригодной для решения этого комплекса проблем методологией и слабым менеджментом. Обычно региональные власти проводят так называемые народные конкурсы на создание «бренда» территории или эмблему празднования какого-нибудь юбилейного события. При этом все проведенные в России конкурсы, например, в Самарской области, Ярославле, Череповце, Курске и многих других регионах, оказались провальными. Но они все равно продолжаются. Так, например, в начале ноября состоялось подведение итогов конкурса на лучший эскиз логотипа и слогана празднования 75-летия Пензенской области. Чудес не произошло даже в виде исключения. И критиковать власти той же Пензенской области даже не имеет смысла (не самый еще страшный по сравнению с другими конкурсами вариант), потому что проблема носит общегосударственный масштаб.
Многие специалисты в области дизайна, брендинга и маркетинга не понимают той настойчивости, с которой проводятся народные конкурсы, несмотря на то, что результат известен заранее. Объяснение, однако, существует. Для чиновников народные конкурсы остаются сегодня единственной понятной и безопасной для собственной карьеры формой отчетности для вышестоящих инстанций и федеральной власти. Результат либо не волнует совсем, либо отвечает эстетическим представлениям и культуре самого заказчика. В данном случае, неизвестно даже что страшнее…
Можно ли преодолеть данную ситуацию без конфликта с властью или политизации темы, как это впоследствии произошло с пермским проектом? Как, если не сломать, то, по крайней мере, позитивно повлиять на порочную практику, продемонстрировав, несмотря на накопленный пессимизм, возможность профессионального подхода к брендингу и работе с коммуникациями территорий?
Таким, не побоимся пафосного определения, прорывом может стать первый в России профессиональный конкурс на логотип и стиль визуальных коммуникаций города Краснокамск Пермского края, который пройдет в этом году с 15 ноября по 7 декабря. Чтобы снять известное раздражение очередным брендингом отметим, что проект имеет прагматичное и осмысленное содержание (в России же каждый город хочет стать «столицей», но ни один не хочет приложить усилий, чтобы стать хотя бы центром определенных бизнес или туристических процессов). Логотип и фирменный стиль Краснокамску нужен для оформления городских праздников, официальной документации и т.д., что только на первый взгляд может показаться банальной задачей; мы видим, как проводятся и оформляются подобные мероприятия в регионах, вызывая затем отталкивающее и негативное отношение у молодежи своей топорностью.
Ключевое отличие конкурса на визуальный стиль Краснокамска заключается в том, что к оценке его результатов изначально приглашены профессионалы в области графического дизайна и брендинга. В жюри конкурса входят Александр Васин, Михаил Губергриц, Александр Загорский, Эркен Кагаров, Сергей Серов, Леонид Славин, Борис Трофимов (а также автор этого текста), что обеспечивает принципиальность оценки жюри и исключает прохождение слабых решений: эксперты имеют право не оценивать недостаточно профессиональные или не соответствующие условиям конкурса работы. Хотя все конечно будет зависеть от уровня и активности участвующих в конкурсе дизайнеров.
Предстоящий конкурс можно назвать экспериментальным, но этого не нужно стесняться или бояться, так как такой формат может оказаться серьезным прецедентом для всей отрасли. Конечно, было бы рискованно раздавать похвалы авансом, тем более что результат присланных работ не известен, но профессиональное упрямство, когда сдаться и опустить руки кажется самым логичным, действительно внушает определенный оптимизм.