Речь, однако, идет не только о строительстве, девелоперстве, системах управления, новом наборе сервисов, креативной экономике, а о глубоких изменениях социальной среды, даже если контуры этих изменений скрыты за городскими частностями. В этой связи особую остроту приобретают проблемы доступности новой среды. Существенной опасностью происходящих преобразований является кластеризация и создание по сути «умных резерваций», которые могут привести к усилению тенденций культурной и социальной сегрегации российского общества. Многие инновационные проекты, например, новых городских районов, уже предназначены для ограниченных социальных слоев, точно так же ландшафтный дизайн и дизайн интерьеров решает сугубо частные, коммерческие задачи.
Другая проблема – внедрение новых технологий, материалов и подходов. Одним из таких инструментов преобразований является дизайн, который все еще слабо интегрирован в городскую среду не только на «тактическом», бытовом и повседневном, но и на глобальном, «стратегическом» уровне.
Примером современного и умного дизайн-решения для городской среды является совместный проект компьютерного гиганта IBM и рекламного агентства Ogilvy & Mather (Франция). Проект представляет собой наружную рекламу (и здесь мы не должны обольщаться в истинных мотивах IBM) в виде скамеек, навесов, пандусов, решающих насущные проблемы горожан. Поражает простота используемых материалов и технологий, и их эффективность. Выражаясь языком Виктора Папанека, это и есть «дизайн для реального мира», который позволяет относительно простыми средствами добиваться нужного результата, в данном случае удобной для обычного человека среды, что часто игнорируется или не решается проектировщиками.
«Умные идеи для умных городов» от IBM – наглядный пример для российских корпораций, которые никак не могут выйти на качественно новый уровень социальной ответственности и креативности. Когда появятся аналогичные проекты от, например, Росатома, РЖД, Ростелекома, Газпрома и многих других? Ведь сфера деятельности и социальный охват перечисленных компаний позволяет им реализовать гораздо более серьезные проекты и общественную пользу. Но, к сожалению, российские госкорпорации тратят деньги на бессмысленную рекламу и PR-игры, не инвестируют в городскую среду и в дизайн, даже в форме собственной рекламы, усугубляя, таким образом, неэффективность государственных и корпоративных коммуникаций.
С помощью дизайна могут быть решены не только проблемы «малых форм» городской среды. Дизайн как инструмент рационализации и гармонизации городского организма и источник новых концептуальных решений должен вернуться в городское пространство и стратегическое планирование. Стратегии развития городов, провозглашенные главным элементов территориального маркетинга и брендинга, также должны включать дизайн городской среды, что в свою очередь должно служить своеобразным показателем качества разрабатываемых и принимаемых стратегий.
Проблема сочетания технологичности и человечности в городской среде может быть решена только в связке инженер-дизайнер, архитектор-дизайнер, городской планировщик-дизайнер и т.д. Понимание необходимости подобного «симбиоза» (на уровне междисциплинарных институций системы образования и производства) нет ни у инженеров, ни архитекторов, ни проектировщиков ни даже самих дизайнеров. Но именно в такой связке могут быть сформулированы новые принципы общественного дизайна как платформы социальных положительных преобразований. И это уже проблема не только умного города, но и умной страны.